В результате эпидемии COVID -19 миллионы трудовых мигрантов во всем мире потеряли работу. Удар нанесен не только по благополучию оставшихся на родине семей, но и по экономике развивающихся стран. Денежные переводы гастарбайтеров (а это сотни миллиардов долларов) составляют во многих странах «третьего мира» до трети ВВП. По оценке ООН, в 2019 году на планете насчитывалось около 272 миллионов трудовых мигрантов. Эпидемия коронавируса лишила многих из них заработка, а их семьи — средств к существованию. Об этом пишет ИноСМИ.
Трудовые мигранты уже давно стали важным фактором экономического развития у себя на родине, в прошлом году сумма их денежных переводов достигла рекордного показателя в 554 миллиарда долларов, что превосходит объемы прямых зарубежных инвестиций в соответствующие страны. Британская «Файнэншл таймс» назвала этот денежный поток «скрытым мотором глобализации». Из бывших республик СССР наиболее крупными получателями переводов в 2019 году являлись Таджикистан и Кыргызстан (около 30% ВВП), а также Украина (по данным Всемирного банка — 16 миллиардов долларов).
Однако, по прогнозам экономистов, в этом году объем денежных переводов резко сократится — как минимум на 20% или 110 миллиардов долларов. Речь идет в первую очередь о странах Восточной Европы, Центральной Азии, Африки и Ближнего Востока, а также Латинской Америки.
Высылка осуществляется в принудительном порядке с нарушением прав человека, мигранты и их дети содержатся в центрах содержания, напоминающих тюрьмы. В местах проживания трудовых мигрантов проводятся облавы и полицейские рейды. Одним из проявлений негативной тенденции на рынках труда стало фактическое банкротство мировой круизной индустрии, где экипажи гигантских лайнеров были преимущественно укомплектованы филиппинцами.
Эпидемия коронавируса вынудила многие государства ЕС уволить либо временно отправить на карантин значительную часть своих работающих граждан, безработица в целом резко выросла. Вместе с тем в ряде стран лишь увеличилась потребность в трудовых мигрантах, поскольку только они в состоянии выполнять «грязную» и низкоквалифицированную работу, трудиться на полях, ухаживать за стариками, чистить помещения, — делать все то, без чего избалованное западное общество начинает «проседать».
Эту категорию незаменимых трудовых мигрантов назвали key workers — «ключевые работники», по заниженным оценкам они составляют от 20% до 30% всей рабочей силы в Западной Европе. За них уже конкурируют страны Евросоюза, которые нуждаются в сезонной рабочей силе на полях, сиделках в домах престарелых, уборщицах в офисах и т. д. Дело доходит до того, что в ряде стран (Италия, Португалия, Швеция) предлагается амнистия для всех нелегальных мигрантов, которые после легализации должны быть направлены в «критические» отрасли: сельское хозяйство, здравоохранение и социальные услуги.
Даже в США, где президент Трамп объявил о временной приостановке иммиграции, было объявлено, что запрет не распространяется на сельскохозяйственных рабочих. Всего, по официальным американским данным, трудовые мигранты составляют 17% всей рабочей силы в США.
Ведущие аналитики ЕС приходят к выводу, что трудовые мигранты играют критически важную роль в функционировании западноевропейских обществ, а в условиях эпидемии covid-19 эта роль даже возросла. Совершенно новым стало осознание того факта, что именно малоквалифицированная, опасная и «грязная» работа является жизненно необходимой для функционирования западноевропейских обществ.
Таким образом назрел пересмотр тезиса о необходимости привлекать из-за рубежа лишь высококвалифицированную рабочую силу. Все попытки в условиях эпидемии заменить гастарбайтеров на полях и сиделок в больницах местными кадрами (в основном, из числа безработных) не дали никакого результата.