Независимо от того, направлены ли они против локдауна из-за COVID-19 или жестокостей полиции, протесты, охватившие США, проистекают из выбора «деньги или жизнь», когда люди вынуждены выбирать деньги. Бедные — это жертвы, помогающие скрыть преступление против них. Об этом пишет известный философ Славой Жижек.
Наш мир постепенно тонет в безумии: вместо солидарности и скоординированных глобальных действий против угрозы Ковид-19 не только растет риск продовольственной катастрофы, повышая вероятность массового голода — саранча вторгается в районы от Восточной Африки до Пакистана, но и разрастается политическое насилие, которое часто игнорируется средствами массовой информации. Сколько мы знаем о военных столкновениях на границе между Индией и Китаем, в результате которых несколько человек уже получили ранения?
В столь отчаянное время я нахожу оправдание тому, что время от времени отвлекаюсь на просмотр старого доброго стереотипного криминального сериала, как, например, британо-французского «Смерть в раю».
В одном из последних эпизодов мотивом убийцы является месть за жестокое унижение и мучения, которым жертва подвергала его в старших классах школы. Смертельно раненая жертва осознает, какие страдания она причинила, и использует последний грамм оставшихся сил, чтобы изменить сцену таким образом, чтобы казалось, что убийство совершило третье лицо, чтобы оправдать убийцу настоящего.
В таком жесте есть нечто благородное, след подлинного искупления. Но идеология находит способ извратить даже такие благородные жесты; она может заставить жертву, а не преступника, добровольно заметать все следы преступления и представить его как акт собственной воли. Не так ли поступают тысячи простых людей, которые в раю, называемом США, протестуют, чтобы положить конец локдауну?
Слишком быстрое возвращение к «нормальности», за что выступают Трамп и его администрация, подвергает многих людей смертельной угрозе заражения — но, тем не менее, люди требуют этого, тем самым скрывая любые следы преступлений Трампа (и капитала).
В начале XIX века многие шахтеры в Уэльсе отказывались от шлемов и другого дорогостоящего защитного снаряжения, хотя это снаряжение значительно снижало вероятность смертельных несчастных случаев, которыми изобиловали угольные шахты, потому что затраты на снаряжение вычитались из их зарплаты.
Сегодня мы, как кажется, опустились до точно таких же расчетов, которые представляют собой новую перевернутую версию старого принудительного выбора «кошелек или жизнь» (и, конечно, вы выбираете жизнь, даже если это жизнь в нищете). Ведь если вы выберете жизнь, а не кошелек, вы не сможете выжить, так как вы теряете и деньги и жизнь. Поэтому вам придется вернуться на работу, чтобы заработать деньги, чтобы выжить — но жизнь, которая у вас останется, будет поставлена под угрозу заражения и смерти. Трамп не виновен в убийстве рабочих, они сделали свободный выбор — но Трамп виновен в том, что предложил им «свободный» выбор, в котором единственный способ выжить — это рисковать смертью, и он еще больше унижает их, ставя в ситуацию, когда они должны продемонстрировать свое «право» умереть на своем рабочем месте.
Эти протесты против локдауна следует противопоставить текущему бунту, вызванному еще одной смертью в американском раю — смертью Джорджа Флойда в Миннеаполисе. Хотя ярость тысяч чернокожих людей, протестующих против этого акта полицейского насилия, напрямую не связана с пандемией, на их фоне легко различим ясный урок статистики смертности от Ковид-19: у чернокожих и латиноамериканцев шансы умереть от вируса гораздо выше, чем у белых американцев. Таким образом, эта вспышка выявила те самые материальные последствия классовых различий в США: это не просто вопрос богатства и бедности, это также вопрос жизни и смерти, не важно, имеете ли вы дело полицией или с пандемией коронавируса.
И это возвращает нас к нашей отправной точке — к «Смерти в раю», к благородному жесту жертвы, помогающей преступнику замести все следы своего преступления — преступления, которое если и не было оправданным, то, по крайней мере, понятно в качестве отчаянного поступка. Да, чернокожие протестующие часто проявляют насилие, но мы должны проявить немного той же снисходительности, которую жертва проявляет по отношению к своему убийце в эпизоде «Смерти в раю».
RT, 30.05.2020