По информации инсайдеров, изменения в законодательство по вопросам чрезвычайного положения это всего лишь видимая и совсем небольшая часть гигантской работы Акорды и Библиотеки в преддверие часа «Х». Об этом пишет KazakhSTAN 2.0. И далее рассказывает об этом подробнее:
Итак, 16 мая 2020 года президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал закон РК: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам чрезвычайного положения».
Желающие ознакомиться с этим документом легко найдут его на интернет-ресурсах, размещающих информацию правового характера.
Если коротко, то суть его изложена в пункте 2, которым была дополнена статья 15:
«2. Для обеспечения экономической безопасности страны в период введения чрезвычайного положения и возникшей в связи с этим кризисной ситуации в социально-экономической сфере в соответствии с актами Президента Республики Казахстан могут быть установлены особенности действия налогового, бюджетного, таможенного, банковского, трудового, антимонопольного законодательства, законодательства о здоровье народа и системе здравоохранения, государственных закупках, валютном регулировании, в сферах социальной защиты граждан, государственного имущества, по вопросам защиты конкуренции, государственного контроля и надзора, реализации международных обязательств страны».
Не может не удивлять оперативность казахстанской государственной машины – чрезвычайное положение в республике завершилось 11 мая, а уже 16 мая глава государства подписал законопроект, одобренный обеими палатами казахстанского парламента, в котором уточняется и корректируется нормативная база, являющаяся правовой основой для последующих чрезвычайных положений.
По нашей оценке, это отнюдь не случайность, а результат чрезвычайных усилий Акорды и (если считать Совет безопасности РК подразделением Библиотеки) и Библиотеки.
Более того, по информации наших инсайдеров, этот закон — всего лишь видимая и совсем небольшая часть той гигантской работы, которую уже осуществила и продолжает осуществлять казахстанская «суперпрезидентская» вертикаль в последние несколько месяцев, чтобы подготовиться к часу «Х». То есть к моменту, когда первый президент РК и «лидер нации» уйдет из жизни и транзит верховной власти в стране осуществится не на бумаге, а в реалии.
Причина такой мобильности, активности и целеустремленности властей понятна понятна — в Акорде и Библиотеке сильно опасаются того, что уход елбасы может привести к неожиданным последствиям, включая массовый выход граждан на улицы с требованием политических перемен или кардинального улучшения их жизненного положения. Соответственно они заранее готовятся к такому развитию событий. А одним из главных механизмов реагирования при негативном развитии ситуации как раз и станет введение в стране чрезвычайного положения, но уже по общественно-политическому поводу.
По информации инсайдеров, первый этап этой подготовки, в ходе которого анализировался опыт работы госструктур в период первого в истории республики чрезвычайного положения (с 16 марта по 11 мая 2020 года) завершен. В том числе были выявлены и проанализированы ошибки, уточнена и скорректирована документация, в том числе инструкции для ведомств, после чего она была разослана под соответствующими грифами и теперь ждет своего часа.
Сейчас начался второй этап – подготовки к новому ЧП.
По нашей оценке, казахстанская государственная вертикаль, в отличие от политической вертикали, с проблемой «пандемия короновируса» справилась неплохо. Да, было много недоработок и провалов, но в целом внутриполитическая стабильность сохранена, недовольство граждан не вышло за рамки единичных протестов и в основном носило вербальный характер, главным образом в Интернете и тех местах, где так или иначе пересеклись конкретные интересы государства и частных лиц.
Проблема, однако, на наш взгляд, состоит в том, что чиновники, как и генералы, всегда готовятся к будущим проблемам исходя из прошлого опыта. А это означает, что введение чрезвычайного положения по иным, не столь явным и очевидным поводам, как пандемия, может сама по себе спровоцировать среди казахстанцев нежелание подчиняться ограничениям, которые в очередной раз введут власти. И тогда очередное ЧП вместо того, чтобы обеспечить внутриполитическую стабильность, может спровоцировать сначала ее массовое нарушение, а потом и обрушение.
По нашей оценке, очень многое будет зависеть от того, когда случится ожидаемый час «Х».
Отойдет ли к этому времени население от проблем, которые оно испытывало в периоды карантина и вынужденной самоизоляции, и сможет ли восстановить свои прежние доходы и образ жизни?
Ответа на этот вопрос нет ни у нас, ни, судя по словам наших источников, у компетентных госорганов.
Именно поэтому мы считаем, что подготовка «суперпрезидентской» вертикали к очередному чрезвычайному положению сродни скорее размещению огнетушителя в вагоне поезда – больше на всякий случай, чем для реального решения проблемы под названием «транзит верховной власти».