Бывший сотрудник 9-й службы ГКНБ, начальник охраны экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева Канат Сагынбаев заявил, что власти пытаются заключить с ним сделку.
По его словам, предложения о сотрудничестве со следствием уже начали поступать в адрес его семьи — ему неоднократно предлагали свободу в обмен на показания против Атамбаева, пишет «Апрель».
«Честь не позволит мне оклеветать экс-президента и купить свободу», — заявил он.
Сагымбаев отметил, что сегодня, 22 июня, ему предъявлено обвинение по 11 статьям. Он сообщил, что с каждой из них не согласен и не признает себя виновным. Каждую часть он прокомментировал отдельно.
«1. Обвинение в организации государственного переворота абсурдно. Формулировка этой статьи напрямую связана с политикой. Некоторых сторонников экс-президента, которые согласились сотрудничать со следствием, заставляли давать ложные показания, возможно, при помощи пыток.
2. Обвинение в том, что я был организатором и лидером беспорядков, также сфабриковано. Бунт был организован не мной, а властями. У силовиков были варианты вывезти экс-президента, не причинив никому вреда.
3. Еще большее недоумение вызывают обвинения в захвате заложников. Власти намеренно не вывозили из Кой-Таша спецназовцев, даже после того, как мы сами позвонили силовикам и предложили забрать альфовцев. Властям была нужна причина для повторного вооруженного нападения на дом Атамбаева. 8 августа представители силовых органов не явились в назначенное время, так что мне пришлось самому вывозить спецназовцев из Кой-Таша. Тогда все шестеро [сотрудников «Альфа»] поблагодарили меня. Теперь по понятным причинам они не могут сказать правду.
4. Мне также вменяют пособничество в убийстве заместителя командира спецподразделения «Альфы» Усенбека Ниязбекова. Но я до сих пор не знаю, кто его убил. По словам сотрудников «Альфы», Ниязбекова застрелили на первом этаже дома. Я был на третьем этаже с экс-президентом.
5. Есть также статья о покушении на убийство. Это ложь. Раненый во время штурма сотрудник сказал на очной ставки со мной, что в него стреляли на втором этаже. А я, как я уже упоминал, находился в это время на третьем этаже.
6. Следующее обвинение — в убийстве бойца, который получил ранение в левое плечо из СВД (снайперской винтовки Драгунова). Во-первых, у меня не было оружия. Во-вторых, если спецназовца ранили из СВД, то пуля должна была вырвать из тела кусок плоти весом в 150-200 грамм. Но мне так и не предоставили результаты экспертизы — ни одежду убитого, ни фотографии раны.
7. Как ко мне относится статья «Организация применения насилия в отношении представителя власти»? Следствие обвиняет меня в организации насилия в отношении начальника Чуйского областного управления милиции Самата Курманкулова. Курманкулов, как сообщается, был ранен 7 августа на улице. Я никому не давал никаких приказов. Вместо этого я пытался помешать разъяренной толпе войти в дом.
8. Организация воспрепятствования деятельности следователя. Когда начался штурм, никто не заявил, что это были органы следствия. Они вторглись как бандиты. Я выполнял свой долг – нес ответственность за жизнь экс-президента, и не позволил ни единому волоску упасть с его головы. Я сделал именно то, что мне велели.
10. Я не использовал служебное положение вопреки интересам службы. К ответственности должен быть привлечен глава Госкомитета национальной безопасности, который отправил своих подчиненных с оружием против их же коллег. Они могли отозвать меня, чтобы не допустить такой ситуации, но не сделали этого.
11. Обвинения в организации хищения огнестрельного оружия и боеприпасов также неуместны. На самом деле я собрал и зафиксировал оружие, которое оставили сотрудники «Альфы». 8 августа я все передал Курсану Асанову.
Я отрицаю все вышеперечисленные обвинения. Все происходит по указанию властей. Понятно, что суд признает всех виновными. Об этом свидетельствует тот факт, что суд проходит в закрытом режиме.
Судья Марат Сыдыков не принял наших аргументов и слепо следует указаниями прокурора Бишкекской городской прокуратуры Темира Бекмаматова, который приходится сватом брату президента Асылбеку Жээнбекову».
Напомним, 20 сентября у Каната Сагынбаева забрали удостоверение сотрудника ГКНБ и ознакомили с приказом об увольнении. По мнению сторонников Алмазбека Атамбаева, поводом послужило то, что Канат Сагынбаев в видеообращении поздравил экс-президента с днем рождения.
24 сентября Военная прокуратура Кыргызстана арестовала Каната Сагынбаева в качестве подозреваемого по событиям, произошедшим в доме экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева 7 августа.
Сейчас бывшего силовика обвиняют по11 статьям, в том числе: «Массовые беспорядки», «Злоупотребление должностным положением», «Убийство группой лиц» и «Воспрепятствование действиям следователя или другого должностного лица» УК КР.