Президент Казахстана поручил внести предложения по возвращению к жёсткому карантину из-за распространения коронавирусной инфекции.
Касым-Жомарт Токаев провёл совещание с членами правительства, руководителями госорганов и акимами. Он отметил, что своевременно принятый жёсткий карантин позволил выиграть время и оттянуть пик эпидемии. Но почти сразу после снятия режима ЧП были ослаблены карантинные меры, что привело к росту числа заражённых.
Полный текст выступления главы государства – в материале Informburo.kz.
Коронавирусом заразились 2,3 тысячи медработников
С момента снятия ограничений количество случаев заражения коронавирусной инфекцией увеличилось в семь раз. Во многом это связано с недостатками в работе государственных органов. Надо отметить, что система госуправления на центральном и местном уровне не подготовилась к эффективному функционированию вне режима ЧП. Межведомственная комиссия не справилась с поставленной перед ней задачей. Это надо признать. Министерство здравоохранения не смогло обеспечить координацию работы центральных и местных органов власти.
Несвоевременные и малоэффективные меры на местах привели к распространению вируса в трудовых коллективах, на системообразующих производствах.
Крупным очагом заражения стало Тенгизское месторождение в Атырауской области, где зарегистрировано 1 222 случая заражения коронавирусной инфекцией.
В Алматы имеет место высокая заболеваемость не только среди граждан, но особенно среди медработников. В частности, в Центральной клинической городской больнице было заражено 60% персонала.
Отмечались факты бездействия со стороны местных исполнительных органов на заключения эпидемиологов, а также представление некорректных данных.
К примеру, многие столичные организации продолжали нарушать санитарные требования даже в условиях карантина.
В регионах наблюдается острый дефицит больничных коек, медицинских кадров, лекарственных средств, медицинского оборудования. И это несмотря на заверения Правительства и акимов о том, что ситуация находится под контролем
Загруженность в провизорных стационарах превысила плановую мощность в ряде регионов.
Вирусом заболело более 2,3 тысячи медработников. Они, без преувеличения, ежедневно совершают подвиг. Без их труда ситуация была бы катастрофичной.
Ситуация в Казахстане критическая
В областях наблюдается острая потребность в аппаратах искусственной вентиляции лёгких, санитарных машинах скорой помощи и другой технике.
Другими словами, задачи по противодействию коронавирусной инфекции, поставленные мной, не выполнены или выполнены далеко не полностью. Я ранее говорил, что мы, по сути, находимся на войне, где действуют совсем другие правила. Это не фестивали и форумы проводить. Требуется совершенно иной стиль управления, по-настоящему антикризисный.
По мнению зарубежных наблюдателей, ситуация в Казахстане критическая, на грани утраты управляемости. Такая оценка вредит международной репутации страны.
За упущения в работе объявляю замечания акимам городов Нур-Султана и Алматы Алтаю Кульгинову и Бакытжану Сагинтаеву. Объявляю выговор акимам Шымкента – Мурату Айтенову, Актюбинской области – Ондасыну Оразалину, Павлодарской области – Абылкаиру Скакову, руководителю Межведомственной комиссии – Ералы Тугжанову.
Предупреждаю акимов Атырауской, Костанайской, Западно-Казахстанской областей о необходимости выправления ситуации в соответствующих регионах. Это касается и руководителей всех областей.
Причиной роста заболеваемости коронавирусом стало беззаботное поведение граждан
Ситуация усугубляется неэффективной информационной работой.
Наша система диалога с населением не работает в должном объёме, информационный фон находится под давлением негативной повестки дня, героический труд медиков не показывается, как того заслуживает.
В этом вина Администрации президента, Правительства и акиматов.
Очевидно, причиной роста заболеваемости коронавирусом стало также беззаботное поведение наших граждан. Многие люди перестали соблюдать санитарные нормы и меры предосторожности. Причём это происходит при попустительстве госорганов, которые оправдываются тем, что таков менталитет наших граждан, более склонных к праздному времяпрепровождению, нежели к тому, чтобы выполнять предписания. Но это лишь отговорки.
Ситуация была предсказуемой. Люди есть люди: каждый из них стремился попасть на работу, пытался восстановить экономическое благополучие через предпринимательство, спешил навестить родных и близких.
Результат налицо. Страну захлестнула новая волна эпидемии.
Для предотвращения потери контроля над ситуацией требуется принятие незамедлительных мер.
Надо обеспечить Минздрав ресурсами, исходя из самого пессимистичного сценария
Первое. Регионы принимают различные, не синхронизированные друг с другом решения. Администрирование мер и ограничений также разнится. Всё это порождает серьёзные проблемы и не помогает общестрановой борьбе с вирусом.
Поэтому поручаю все решения по борьбе с пандемией и устранению негативных социально-экономических последствий вырабатывать в рамках соответствующей госкомиссии под руководством премьер-министра.
Госкомиссия должна обеспечить централизованный контроль распределения критических ресурсов по ключевым категориям:
- коечные места;
- медицинские работники и вспомогательный персонал;
- лекарства в стационарах и аптечной сети;
- необходимое оборудование, в том числе для ИВЛ и компьютерной томографии;
- лабораторные исследования;
- средства индивидуальной защиты.
Государственная задача состоит в том, чтобы централизованно обеспечить здравоохранение ключевыми ресурсами, исходя из самого пессимистичного сценария по числу заболевших.
Мы ничего не скрываем перед мировым сообществом
Второе. С целью принятия экстренных мер по стабилизации текущей эпидемиологической ситуации поручаю госкомиссии в двухдневный срок проработать и внести мне предложение по вопросу введения жёсткого карантина по аналогии с тем, который действовал в марте-мае текущего года.
План действий должен быть максимально сбалансированным под углом зрения обеспечения социально-экономических нужд граждан, интересов бизнеса.
Третье. Повышение эффективности лабораторных исследований – это главный компонент, обеспечивающий эффективность всей борьбы с пандемией.
В настоящее время средняя мощность лабораторного тестирования доведена до 28 тысяч тестов в сутки.
Казахстан занимает четвёртую позицию по количеству тестирований на 100 тысяч населения. То есть мы ничего не скрываем перед мировым сообществом, показываем всю реальную ситуацию.
С другой стороны, показатель выявляемости на один случай почти в 8 раз ниже, чем в США, в 4,5 раза – чем в Италии и России, в 3 раза – чем в Канаде.
Для выявления одного заражённого проводится 78 исследований на 1 млн тенге
Мы ничего не скрываем перед мировым сообществом. Причинами низкой выявляемости выступает целый ряд факторов:
- отсутствие чётких критериев определения групп, подлежащих тестированию методом ПЦР;
- некачественные тест-системы;
- некачественное проведение ПЦР-исследования.
Имеет место задержка сроков поставки реагентов и расходных материалов для лабораторий.
В этой связи поручаю конкретизировать критерии тестирования по эпидемиологическим показаниям – по возрасту, состоянию здоровья и другим критериям в зависимости от риска.
Следует пересмотреть и сократить избыточные требования к проведению ПЦР с профилактической целью и с целью эпидемиологического надзора.
Граждане обоснованно жалуются на огромные очереди около лабораторий, несоблюдение в очередях санитарных норм. Всё это несёт прямые риски заражения.
Поэтому проводить ПЦР-тест следует строго по онлайн-записи или через сall-центр в целях предупреждения заражения и обеспечения централизованного распределения и учёта.
Упростить процедуру выдачи разрешений для проведения тестов
Крайне важно развернуть мобильные лаборатории для работы в очагах инфекции, особенно в сельской местности, и выделить средства на дальнейшее развитие мобильных служб.
Поручаю госкомиссии упростить процедуру выдачи разрешений для проведения лабораторных исследований и создать стимулы для увеличения количества и мощности ПЦР-лабораторий частными субъектами.
Бесперебойное обеспечение расходными материалами должно быть поставлено на особый контроль. Всё оборудование и материалы, импортируемые для этих целей, должны проходить по «зелёному коридору».
В целом стратегия борьбы с коронавирусом должна быть выверенной и понятной для всех, основываться на приоритетном распределении усилий и ресурсов в отношении конкретных групп в зависимости от потенциальных рисков.
Особое внимание надо уделить группе риска, имеющей возрастные ограничения и медицинские проблемы: сахарный диабет, астма, туберкулёз и др. Таких граждан следует обезопасить в первоочередном порядке.
Для каждой категории следует разработать чёткий алгоритм и протокол лечения и наблюдения со стороны медицинских служб.
Важно пристально следить за актуальными рекомендациями ВОЗ и практиками стран, прошедших острый период пандемии, и соответственно менять протоколы лечения, рекомендуемые подходы, назначаемые препараты и т.д.
Используйте телемедицину
Четвёртое. В связи с большим количеством пациентов без симптомов и с лёгкой формой в разы увеличилась нагрузка на поликлиники и службы скорой медицинской помощи. Учитывая это, необходимо особое внимание уделить укреплению первичной медико-санитарной помощи.
Следует максимально обеспечить нахождение и лечение амбулаторных пациентов с признаками ОРВИ дома, используя телемедицину.
Должна быть усилена работа call-центров для информирования, маршрутизации и психологической поддержки населения.
Особое внимание необходимо уделить сельскому населению. Принципиально важно обеспечить диагностику и лечение в селах, чтобы не оставить почти половину населения без защиты.
Нужно докладывать реальную картину
Пятое. Наша основная задача – обеспечить здравоохранение ключевыми ресурсами.
Действующая коечная сеть функционирует со значительной перегрузкой. Ситуация на самом деле глобальная. Проявляется очень большая разница между докладами руководителей регионов и той информацией, которую получаю с мест, где происходит борьба против пандемии. Нужно докладывать реальную картину, и эту реальную картину мы в конце концов имеем. Имеются разные источники для получения достоверной информации.
Имеется нехватка лекарств и средств индивидуальной защиты, мощностей лабораторий для тестирования, оборудования для компьютерной томографии и искусственной вентиляции лёгких.
Министерством здравоохранения предложены меры по решению проблем. Я поддерживаю. Теперь дело за эффективной реализацией данного плана.
Правительству и акимам регионов предстоит мобилизовать все финансовые и инфраструктурные ресурсы для решения указанных проблем.
Поручаю до конца июля на 50% увеличить количество инфекционных коек, имея в виду возможность наступления второй волны пандемии.
Для этого регионам нужно использовать все резервы, в том числе частной и ведомственной медицины.
Поручаю Правительству в течение пяти дней решить вопрос обеспечения лекарственными препаратами.
Для этого госкомиссии следует кардинально сократить сроки сертификации каждой новой партии лекарств и продлить действие специального порядка проведения госзакупок из одного источника для первоочередных нужд больниц – КТ, ИВЛ, системы газоснабжения и прочее.
Не допустить искусственного роста цен на лекарства
Поручаю также принять все меры по недопущению искусственного роста цен на лекарственные препараты и средства, медицинские средства индивидуальной защиты в оптово-розничных сетях.
Рядом стран и корпораций уже ведётся тестирование перспективных вакцин от коронавируса. Необходимо проработать вопрос заключения предварительных контрактов на закупку вакцины от коронавирусной инфекции, с тем чтобы обеспечить её широкое применение в стране.
Усилить контроль над распределением материального стимулирования медиков
Шестое. Следует обеспечить проблему критической нехватки медперсонала.
Нужно задействовать выпускников, прошедших интернатуру, обеспечить ускоренный выпуск эпидемиологов и инфекционистов, командировать специалистов из более благополучных в менее благополучные регионы.
Следует также изучить возможность привлечения волонтёров.
Крайне важно сохранить мотивацию медиков, обеспечить благоприятные условия труда, а также своевременную ротацию медперсонала.
Необходимо продолжить стимулирование медиков, находящихся на передовой и взаимодействующих с больными коронавирусом.
Нужно усилить контроль над распределением материального стимулирования медиков.
Обеспечить доступность плановой медпомощи для больных неинфекционного характера
Седьмое. Следует обеспечить доступность плановой медицинской помощи для других больных неинфекционного характера.
Судя по всему, Covid-19 в нашей жизни будет присутствовать долгое время. На острый период пандемии была отложена плановая госпитализация, обследование и профилактика больных по другим заболеваниям.
Однако это может негативно сказаться в последующем на общем здоровье населения. Поэтому предстоит выработать меры по безопасному оказанию плановой онкологической, кардиологической, пульмонологической и другой медицинской помощи в новых условиях.
Здесь важно активизировать возможности использования телемедицины, дистанционного консультирования, своевременной доставки лекарств и проведения необходимых обследований.
Акимы и министры закрылись от простого народа
Восьмое. В борьбе с коронавирусом важна информационная работа государственных органов. На первом этапе эта работа была организована неплохо, однако в последнее время складывается ощущение, что госорганы запустили эту работу.
Акимы, министры фактически закрылись от простого народа – не реагируют вовремя на жалобы и обращения граждан, в то время как многие люди уже впадают в отчаяние, не зная к кому обращаться. Из почти 40 тысяч вопросов, которые поступили на сайт www.coronavirus2020.kz, на данный момент даны ответы только на треть. В результате подобного отношения мы получаем новый всплеск инфодемии, поток откровенных фейков и дезинформации, которые ещё сильнее осложняют нашу работу.
Необходимо кардинально пересмотреть подходы в информационной работе, наладить регулярные брифинги ответственных лиц и обеспечить население прямой и качественной информацией по алгоритму действий в случае заболевания.
Почему нельзя на телеканалах организовать ежедневные передачи с консультациями врачей в прямом эфире, с прямыми вопросами и ответами? Необходимо довести до граждан протоколы, алгоритмы лечения. Дать разъяснение по лекарствам, по их приёму.
Акимам и министрам поручаю пересмотреть бюджеты и отказаться от всех ненужных трат – конференций, круглых столов, торжественных мероприятий, консалтинговых и PR-услуг. Эти деньги должны направляться на реальную борьбу с эпидемией.
10 июля состоится расширенное заседание правительства
Девятое. Необходимо поддерживать стабильность цен и доступность продуктов для населения.
Вопросы поддержания занятости и экономической активности имеют крайне важное значение. Полноценно должен выполняться Комплексный план по восстановлению экономического роста.
Мы эти вопросы подробно рассмотрим 10 июля на расширенном заседании Правительства.
Данные вопросы должны быть на особом контроле у каждого акима.
Поручаю госкомиссии держать их в зоне внимания, ежедневно отслеживая ситуацию на местах.
Акиматам следует продолжить тесное взаимодействие с производителями и бизнес-сообществом.
Десятое. Пандемия выявила все недоработки в цифровизации страны, в том числе в здравоохранении, где собирается большой объём данных, а мониторинг ситуации по-прежнему проводится в ручном режиме. В связи с этим я объявляю замечание руководителю соответствующего ведомства Аскару Жумагалиеву.
У нас до сих пор нет полной цифровой картины по эпидемии, что не позволяет вести достоверный учёт и эффективно распределять ресурсы.
Необходимо оперативно решить правовые аспекты цифрового мониторинга заболевших и их контактов. У операторов связи имеется готовность и возможности, но не решены организационные моменты со стороны госорганов.
Поручаю Госкомиссии разобраться во всех этих вопросах, принять срочные меры для скорейшего эффективного запуска цифровых технологий в медицине.
В целом все запланированные меры и виды государственных услуг по цифровой трансформации должны быть реализованы в разы быстрее и на новом качественном уровне.