Бендикс стартера, иначе называемый обгонной муфтой, представляет собой сложную механическую конструкцию, которая делает запуск автомобильного двигателя бесшумным. Поломка бендикса – дело нередкое.
Со временем изнашиваются шестерни и пружины и устройство выходит из строя. Опытные автолюбители знают, что многие проблемы, связанные с запуском двигателя, решаются заменой одного лишь бендикса. Разберемся же с тем, как он устроен, как его выбирать и что учитывать при выборе. И что советуют эксперты.
Устройство бендикса стартера и принцип его работы
Механизм, являющийся важной частью стартера, включает себя несколько компонентов. Они выполнены из металла и поэтому служат очень долго. Однако металл со временем стареет и изнашивается, вследствие чего весь бендикс может прийти в негодность. Вот из чего он состоит:
- Кожух;
- Буферная пружина;
- Кольцо;
- Обойма (ведомая);
- Опорные чашки;
- Обойма (ведущая);
- Пружина прижимная и несколько роликов;
- Набор колец, в т.ч. стопорное;
- Шайба.
Принцип работы бендикса довольно прост. Имеющаяся в нем шестерня сцепляется с маховиком и в стартер раскручивает автомобильный маховик до 50-100 оборотов в минуту, т.е. до низких оборотов, выше которых стартер раскрутить маховик не может. Двигатель же может раскрутить маховик до намного больших оборотов, но раскрутить до сотни так же как быстро, как бендикс, не может. Здесь важно несколько моментов:
- Бендикс нужен как своего рода подстраховка стартера – если после запуска водитель замешкался и не успел его выключить, элемент быстро выходит из строя. Стартер не получит большой момент от маховика;
- Бендикс постоянного жесткого сцепления с валом не имеет, а находится в свободном состоянии. Он может совершает одностороннее прокручивание.
Если выдаваемый двигателем крутящий момент превышает таковой у стартера, то обгонная муфта попросту начинает прокручиваться на своем валу. Наиболее простые бендиксы и вовсе могут иметь вал с муфтой, которая сцепляется с наточенными шлицами, если сам вал крутится в определенную сторону. Если вал крутится в другую сторону, то муфта выходит из шлицов и продолжает вращаться уже свободно.
Возможные неисправности
Заводские стартеры и генераторы могут отъездить более 120 тысяч километров. К счастью, стартер является тем компонентом автомобиля, который в случае поломки сам же себя и выдает. Более того, не выходя из салона авто можно определить, какая из его частей перестала работать. Вот например:
- Обгонная муфта проскакивает и автомобиль не удается завести с первого раза. Суть в том, что она перестает прокручивать маховик. Вариантов несколько, но зачастую у муфты попросту истираются шлицы и ей нечем зацепиться за маховик. Другой вариант: изношен внутренний механизм (ролики) и зацепления с прокручиванием не происходит. Точно определиться с проблемой можно только по ходу разборки бендикса;
- Стартер сильно скрипит. Главная причина: бендикс не успевает вернуться на свое место. Чаще всего скрип появляется вследствие закоксовывания смазки на отдельных элементах бендикса. Смазка должна быть только на планетарной передаче. Часто источником шума являются шестерни.
Последняя неисправность может закончиться катастрофой. В редких случаях бендикс не только скрипит, но и не выходит из зацепления с маховиком. Как вы уже поняли, на большие обороты стартер не рассчитан, так что если муфта продолжит крутиться, то до выхода из строя всего стартера долго ждать не придется. Опять же, нужно удалить смазку с тех мест, где ей быть не положено и проверить целостность металлических элементов.
Как отремонтировать обгонную муфту
Если автолюбитель все же решается разобрать свой бендикс и отремонтировать его самостоятельно, то сперва нужно определиться с тем, что послужило причиной поломки. Неисправности могут быть следующими:
- Смазка загустела и засохла;
- Сильно ослабились пружины;
- Износились ролики (уменьшались в диаметре);
- Корпус покрылся вмятинами от роликов;
- На роликах появились плоские грани;
- Корпус бендикса покрылся трещинами.
Единственная неисправность из всех вышеуказанных, которую невозможно решить самостоятельно, это повреждение корпуса. Дело в том, что корпус каленый и нельзя заварить. Во всех остальных случаях нужно: прочистить бендикс, поменять ролики (можно выточить самостоятельно), поменять пружины (в теории можно намотать самостоятельно, а цилиндрическим найти подходящую замену). Завальцовку бендикса можно легко произвести молотком.
Что касается самостоятельного ремонта прочих элементов стартера, то, не вдаваясь в подробности, скажем, что в основном приходится менять только втягивающее реле и щетки. Иногда выходят из строя планетарные механизмы. Иногда эти детали удается купить отдельно. Пользуясь возможностями всемирной паутины, автолюбитель можно найти человека, продающего уже неработающий стартер, в котором эти детали еще целые – замена износившихся элементов на б.у. практикуется, но долгосрочного результата не дает. Вскоре стартер снова поломается и придется покупать новый.
Что можно сделать без разборки обгонной муфты
Провести первичную диагностику бендикса можно не выходя из салона автомобиля. Все очень просто:
- Включите передачу;
- Зажмите тормоз;
- Произведите запуск стартера.
Теперь прислушайтесь. Если слышно как вращается якорь, то обгонная муфта явно нуждается в ремонте, а может и полной замене – она пробуксовывает (самая частая проблема бендиксов). До того как купить новую деталь, можно попробовать сделать следующее:
- Снять стартер с авто и погрузить его в бензин;
- Оставить стартер в бензине на пару часов;
- Аккуратно покрутить шестерни бендикса (это улучшит промывку пазов);
- Вытащить стартер из бензина и дать ему просохнуть;
- Установить стартер на автомобиль и проверить его работоспособность.
Если вышеуказанное никак не помогло, то у автолюбителя два варианта: купить новый бендикс или произвести ремонт старого. Зачастую ремонт сводится к зачистке внутренней части обгонной муфты и, опционально, замены роликов, шестерней и пружин. Однако проще все-таки купить новую муфту – она стоит не таких больших денег, в отличие от нового стартера, который может поломать, если скрип и проскакивания игнорировать.
Выбор нового бендикса
Вариантов выбора несколько. Первый вариант подходит лишь тогда, когда на автомобиль установлен штатный стартер и, соответственно, обгонная муфта будет подбираться под него. Во втором же автолюбитель, опираясь на данные имеющегося стартера, выберет муфту. Итак:
- По VIN-коду. Это самый простой способ найти любую запчасть с минимальной вероятностью ошибиться;
- По данным стартера. Необходимо учесть мощность, вольтаж, наличие планетарного редуктора. Также стоит подбирать бендикс того же производителя, чей стартер уже был установлен в автомобиль. Точное определение данных стартера затруднительно, так что автолюбителю почти наверняка нужно будет обратиться к следующему способу;
- По кодам. Узнав код стартера, можно пробить его в интернете и получить технические данные устройства. Можно также попытаться найти код обгонной муфты и подобрать такую же или ближайшие к ней аналоги;
- По данным автомобиля. Хороший вариант тогда, когда есть необходимость подобрать оригинальный стартер и бендикс или же их аналоги. Если вы ищете запчасти по данным авто, то стоит обращаться к электронным каталогам. В них необходимо указать марку, модель авто, год выпуска, данные двигателя.
Как показывает практика, бендикс относительно редко выходит из строя. Если же на замену старой муфте нужно подобрать новую, то стоит обращать внимание в первую очередь на неоригинальную запчасть. Дело в том, что оригинал далеко не всегда превосходит неоригинал в качестве, а вот стоит намного дороже. Попробуем разобраться с тем, какие производители выпускает действительно хорошие аналоги.
Экскурс по брендам
Выбирая неоригинал, обращайте внимание на продукцию следующих компаний:
- Bosch (Германия) – компания, не нуждающаяся в представлении. Может похвастать широкой номенклатурой обгонных муфт. Если вы не нашли оригинал, то наверняка найдете аналог производства Bosch;
- Zen (Бразилия) – известный производитель комплектующих для автомобильных стартеров и генераторов. Цены на бразильские бендиксы очень демократичны, а сами изделия выполнены на должном уровне;
- Behr-Hella (Германия) – выпускает запчасти высочайшего качества. В отличие от Bosch, не может похвастать столь же богатой номенклатурой бендиксов;
- Magneti Marelli (Италия) – выпускает отличные бендиксы, часть из которых идет прямо на заводы нескольких автоконцернов. Покупая итальянскую запчасть, вы фактически покупаете оригинал. Цена за продукт такого качества весьма демократична;
- Valeo (Франция) – является поставщиков оригинальных деталей для нескольких автоконцернов. В упаковке с названием компании автолюбитель можно найти отличные бендиксы, которые отъездят более 100 тысяч километров без поломок.
Покупать бюджетные бендиксы от малоизвестных производителей категорически не рекомендуем. Даже недорогая муфта от бразильской Zen может с легкостью отъездить 100 тысяч километров. Рациональна ли будет экономить, покупая еще более дешевый стартер, говорить сложно. Самый простой вариант – просто взять бендикс фирмы Bosch.
Вывод
Поломки бендикса возникают не так уж и часто. Многие проблемы решаются обычной промывкой стартера в бензине. Если же «начинка» обгонной муфты приходит в негодность, проще купить новую запчасть, нежели ремонтировать старую. Тем не менее ремонт под силу всем автолюбителям. Вопрос лишь в том, где достать комплектующие. При большом желании их можно сделать самостоятельно или же вытащить из старого б.у. бендикса. Мы все же рекомендуем покупать новую запчасть в соответствии с описанным ранее алгоритмом – так вы сэкономите время и нервы.
Ранее мы рассказывали о том, какие датчики надо сразу заменить в подержанных авто.