В Узбекистане медицинские работники, борющиеся с коронавирусом, жалуются на нехватку защитных костюмов. Согласно сообщениям, поступающим в редакцию «Озодлика» из различных уголков страны, врачи вынуждены каждый раз стирать и использовать защитные костюмы повторно, что серьезно увеличивает риск их заражения коронавирусной инфекцией.
По официальным данным, на счет Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения республики регулярно переводятся денежные средства на закупку средств индивидуальной защиты для медицинских работников. В Агентстве никак не прокомментировали жалобу медиков.
Обращение к президенту
Дилором Абдувахабова, работающая санитаркой в отделении скорой медицинской помощи Ташкентского районного медобъединения Ташкентской области, обратилась к президенту Шавкату Мирзияеву через редакцию «Озодлика» с просьбой обратить внимание на положение медицинских работников, борющихся с коронавирусной инфекцией.
– Нас заставляют стирать и по несколько раз использовать одноразовые защитные костюмы. Мы неоднократно говорили нашему главврачу: «Мы не будем повторно надевать использованные защитные костюмы. У нас есть дети, мы не хотим умирать, выдайте нам новый защитный костюм». Но он нас не слышит. Главврач заставляет нас сушить использованные одноразовые защитные костюмы на солнце, затем обрабатывать хлоркой, а потом снова надевать их. Когда врачи отказываются надевать использованные одноразовые защитные костюмы, им звонят, грубят и заставляют надевать, – говорит в разговоре с нашим журналистом санитарка из Ташкентского района Дилором Абдувахабова.
По ее словам, в результате несоблюдения санитарных требований одна из ее коллег была госпитализирована в больницу с диагнозом «коронавирус», еще несколько ее коллег лежат дома с высокой температурой.
– Сейчас одна из наших санитарок находится в тяжелом состоянии с коронавирусом. Ее дочь и внучка лежат с высокой температурой. В поликлинике в Куктереке умерла гинеколог, один из невропатологов поликлиники находится в тяжелом состоянии. Однако, несмотря на это, поликлинику не закрыли на карантин, здание даже не продезинфицировали… Мы просим нашего президента обратить внимание на положение наших медиков и оказать практическую помощь, – сказала обратившаяся в редакцию «Озодлика» санитаркой в отделении скорой медицинской помощи Ташкентского районного медобъединения Дилором Абдувахабова.
Обращение медсестер из Ангрена
На прошлой неделе в редакцию «Озодлика» поступило коллективное письмо от медсестер из города Ангрена, работавших в карантинном лагере «Уртасарай» в Уртачирчикском районе Ташкентской области. В своем письме медсестры пишут, что из-за необеспечения средствами индивидуальной защиты многие из них заразились коронавирусной инфекцией.
«Мы, медсестры из Ангрена, работали в карантинном лагере «Уртасарай». Однако в ходе работы нам не выдали ни масок, ни перчаток, ни защитных комбинезонов. Нас было много. Когда мы попросили выдать нам средства индивидуальной защиты, нам отказали, сославшись на «плохое обеспечение». Мы работали в 18-м блоке. Во время нашей смены в карантинном лагере «Уртасарай» выявили 318 человек, заразившихся коронавирусом. В результате, у одной из медсестер выявили Covid-19, сейчас она находится в больнице в Зангиате. Но и другие наши медсестры начали чувствовать себя плохо. Все мы сдали тесты. Но потом нам сказали, что результаты анализов утеряны.
Мы отправились работать в карантинный лагерь «Уртасарай» добровольно, думая о здоровье нашего народа. Однако нас унизили, кто-то решил заработать на медсестрах. Кроме того, мы до сих пор не получали обещанную 6-процентную надбавку к зарплате. Звонили в Минздрав, там уже информированы о нашем положении. Мы обратились также в Минюст. Однако это не дало никакого результата», – пишут в своем коллективном письме медсестры из Ангрена, проработавшие в карантинном лагере «Уртасарай».
Медработников заставить купить защитные костюмы за свой счет
Врач одной из больниц в городе Бухаре, перепрофилированной для лечения больных с COVID-19, пожаловался в редакцию «Озодлика» на то, что медработников больницы заставили приобрести защитные костюмы за свой счет.
– Мы получаем зарплату в размере 1-2 миллионов сумов (100-200 долларов). Защитные костюмы нам не выдают. Вначале пандемии мы несколько раз были вынуждены покупать их по 55 тысяч сумов (5 долларов). На что нам кормить своих детей, если всю зарплату придется потратить на покупку защитных костюмов?! Мы уже устали жаловаться руководству. Каждый раз они говорят нам одно и тоже: «Если не нравится работать – увольняйтесь!», – сказал врач из Бухары.
Медик из Каракалпакстана: «Мы ставим в опасность не только себя, но и пациентов»
Врач скорой помощи из города Нукуса по имени Мухаммад в своем видеообращении, отправленном в редакцию «Озодлика», говорит, что медики, работающие без защитных костюмов, ставят в опасность не только себя, но и пациентов.
«В день дежурства нам каждому врачу выдают только по одному защитному костюму. Побывав в очаге коронавируса, мне приходится ехать в этом же костюме к другому пациенту. Таким образом, я ставлю в опасность и себя, и своих пациентов. Естественно, что в такой ситуации распространение вируса невозможно будет остановить. Посмотрите, как относится Управление здравоохранения Нукуса к своим медработникам!», – говорит в своем видеообращении врач из Нукуса.
В своем видеообращении в редакцию «Озодлика» сотрудница Ташкентской городской инфекционно-клинической больницы № 2 по имени Севара, говоря о нелегком труде медиков, которые задействованы в борьбе с коронавирусной инфекции, пытается продемонстрировать их нынешнюю ситуацию на своем примере. На видео Севара снимает свои резиновые сапоги, наполненные водой в результате потоотделения.
Минздрав возложил ответственность на АСЭБ
После многочисленных обращений узбекских медработников в редакцию «Озодлика» с жалобами на отсутствие средств индивидуальной защиты, наш журналист связался с Министерством здравоохранения Узбекистана.
Представитель Минздрава сообщил нашему радио, что обязанность по обеспечению борющихся с коронавирусом медработников средствами индивидуальной защиты возложена на Агентствo санитарно-эпидемиологического благополучия (АСЭБ).
– Деньги, поступающие из госбюджета и международных источников, на регулярной основе переводятся в Антикризисный фонд при Министерстве финансов, который, в свою очередь, переводит часть этих средств на счет Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия. АСЭБ должно тратить определенную часть этих денег на закупку средств индивидуальной защиты для медицинских работников. Расчет всего этого постоянно обнародывается. Подробную информацию вы можете узнать, связавшись с АСЭБ, – сказал представитель Минздрава.
Однако нашей редакции не удалось связаться с АСЭБ, так как по номерам телефонов, указанным на сайте Агентства, никто не ответил. Затем наш журналист позвонил на мобильный телефон одного из руководящих сотрудников АСЭБ, но тот не пожелал прокомментировать ситуацию с жалобами медработников.
Согласно официальной информации, с начала пандемии коронавируса до 17 июля, Агентство санитарно-эпидемиологического благополучия получило из Антикризисного фонда в общей сложности 907 миллиардов сумов (по нынешнему курсу примерно 88 млн 750 тыс долларов).
Какую часть этих денег Агентство потратило на закупку средств индивидуальной защиты для медицинских работников – не сообщается.
В настоящее время в АСЭБ проверяются факты хищения денежных средств, выделенных Антикризисным фондом для борьбы с коронавирусом.
Как должен быть одет медработник в период распространения COVID-19?
На этот вопрос «Озодлика» ответил один из сотрудников 10-й специальной бригады Центра скорой медицинской помощи в Ташкенте, пожелавший остаться неизвестным.
– У нас нет проблем в плане обеспечения средствами индивидуальной защиты, так как мы являемся специальной бригадой. Нас регулярно обеспечивают средствами индивидуальной защиты. Это:
- Комбинезон
- Маска
- Перчатки
- Сапоги
- Очки
– В этом наборе комбинезон, маска и перчатки являются одноразовыми. А сапоги и очки нам выдают после обработки раствором хлорки. При каждом вызове нам выдают новый набор средств индивидуальной защиты. Например, если в день у нас бывает пять вызовов, то каждый раз нам выдают новый комплект средств индивидуальной защиты, – сказал сотрудник 10-й спецбригады скорой помощи в Ташкенте.