В Кыргызстане ряд активистов пожаловался, что их аккаунты в социальных сетях были взломаны неизвестными. И если у некоторых со страниц пропали видеозаписи, фотографии и посты, то у кого-то полностью удалились страницы.
Специалисты предупреждают, что для привязанных к номеру телефона аккаунтов существует подобная опасность. Кто-то же расценивает происходящее как давление на свободу слова в преддверии выборов, пишет «Азаттык».
Атака за атакой
Активист Мелис Аспеков стал одним из тех, чья страница в «Фейсбуке» подверглась новой волне взломов. Он сообщил, что после публикации нескольких политических постов не смог зайти в свой аккаунт, а ряд его записей исчез:
— Я написал пост о брате президента, депутате Асылбеке Жээнбекове. Это вызвало большой резонанс, началось активное обсуждение, посыпались комментарии. Около 20 фейк-аккаунтов начали атаковать меня, из-за чего я стал блокировать их. И в какой-то момент я не смог оставить комментарий даже под своим постом, в связи с чем сразу сделал скриншот и поделился этим снимком, но в итоге вообще все исчезло. Одновременно с этим на номер телефона, который привязан к моей странице, пришло SMS-уведомление о запросе на смену пароля к аккаунту. Я сразу понял, что меня пытаются взломать, и успел сменить пароль через свою электронную почту.
О таких же попытках взлома сообщили член общественного объединения «Чек ара» Асхат Осмонов, поднимающий политические вопросы, и выступавший против коррупции член движения «Чон казат» Сыймык Жапыкеев. Они заявили, что хакеры, атаковавшие их страницы, полностью уничтожили их аккаунты в соцсетях. В связи с этим пострадавшим пришлось открывать новые аккаунты в «Фейсбуке» и «Инстаграме».
Чуть ранее о попытках зайти на их страницы заявили также активисты Назгуль Туменбаева, Бакыт Молдожанов, работающая в неправительственных организациях Валентина Галич, а также пользователи соцсетей Салия Бектенова, Улукмырза Туратбеков и Алена Мур.
О взломе своего аккаунта также сообщала резидентка комедийного шоу StandUp Bishkek Назгуль Аилчинова (Назгуль Алымкулова), так как со страницы было удалено ранее опубликованное ею юмористическое видео, где с помощью телефонного приложения Doublicat лицо одного из известных американских рэперов заменили на изображение президента КР Сооронбая Жээнбекова. В связи с этим видео 15 июля ее вызывали в ГКНБ на беседу.
Вслед за этим о взломе своей фейсбук-страницы сообщил участник движения #REакция Урмат Жаныбаев, ранее организовавший ряд акций протеста:
— Власти решили удалять из соцсетей негативный контент, связанный с президентом, и ввести запрет на это. Я тоже писал несколько постов с критикой в адрес Жээнбекова, после чего моя страница была взломана, а мою почту удалили. Они также пытались отключить мне Интернет и удалить мой аккаунт, но я воспользовался Интернетом соседей и успел сменить свой пароль, тем самым сохранил свой профиль. Я знаю, что одну девушку, которая критиковала главу государства, вызвали на допрос. Еще никогда в Кыргызстане не было такого давления на свободу слова и выражение мнения в соцсетях. Это тенденция к узурпации власти и установлению диктатуры.
Наряду с этими событиями стало известно, что после смерти администратора группы «Черный список» в «Фейсбуке», журналиста Михаила Рогожина, неизвестные через его страницу в соцсети получили контроль над этим пабликом. Эта площадка, где публиковались в основном жалобы и критика, насчитывала примерно 92 тысячи пользователей.
Еще весной 2020 года о попытках взлома своих страниц в социальных сетях сообщали адвокат Замир Жоошев, один из основателей движения #RЕакция Азият Жекшеев и член партии СДПК Кундуз Ажибекова.
Специалисты в сфере IT объясняют подобные атаки тем, что интернет-пользователи не принимают достаточных мер безопасности. По их словам, в первую очередь под угрозой оказываются аккаунты, привязанные к номеру телефона.
Инженер-программист Айкут Конушбай в интервью «Азаттыку» отметил следующее:
— Мошенники, которые занимаются взломом страниц в соцсетях, применяют несколько методов. Аккаунты тех, кто не заботится о защите информации, к которым легко подобрать пароль, взламываются очень легко. А для других на протяжении долгого времени применяют фишинг, после чего получают доступ к профилю. Помимо этого, может использоваться метод выпуска похожей SIM-карты того же оператора, которым пользуется потенциальная жертва взлома, и туда приходит SMS-оповещение, которое и помогает получить доступ к странице. Мы знаем, что силовые структуры в нашей стране имеют доступ к базам данных сотовых компаний. Поэтому если вы даже используете авторизацию по номеру телефона, надо сделать так, чтобы это происходило посредством звонка на номер, а не только получением SMS. Или же обеспечивать безопасность своих данных путем использования VPN-соединения. Помимо этого надо использовать сложные пароли, не сохраняя их в кэш-памяти браузера, а держать только у себя голове.
«Попытка борьбы с критикой…»
Что интересно, большинство подвергшихся взлому аккаунтов в соцсетях были привязаны к номерам двух сотовых операторов — «Альфа Телеком» («Мегаком») и «СкайМобайл» («Билайн»). Пострадавшие от хакерских атак граждане утверждают, что и запросы о смене пароля приходили на их номера, которые относятся к этим компаниям. И очень многие связывают свои подозрения с «Мегакомом», который является государственной компанией.
Однако «Альфа Телеком» распространила в связи с этим официальное обращение, заверив, что к взлому персональных страниц пользователей в соцсетях, «Мегаком» отношения не имеет.
Пресс-секретарь компании Жумгалбек Омурканов отметил, что уже использующийся одним гражданином телефонный номер «Мегакома» не может быть передан другому, да и технически, по его словам, это невозможно:
— Если номер, уже использующийся одним абонентом, передается в пользование кому-то, допустим какому-нибудь органу, то как только вторая SIM-карта будет вставлена в аппарат, ранее выданная автоматически блокируется. Другими словами, на прежнем телефоне SIM-карта деактивируется. Нет технологии, позволяющей использовать SIM-карты с одним и тем же номером на двух разных аппаратах, это невозможно. Если же владелец номера, который оказался заблокирован, хочет вновь им пользоваться, то ему надо прийти в наш офис и пройти процедуру восстановления. Поэтому тут обвинять нас, операторов сотовой связи, неверно.
В Кыргызстане помимо двух этих компаний работают также сотовые операторы «НУР Телеком» («О») и «КТ Мобайл» («Салам»). Получить комментарии у них, а также у «СкайМобайл» («Билайн») не удалось.
Как бы там ни было, попытки взлома и деактивации аккаунтов интернет-пользователей, особенно критикующих власть активистов, а также кража их личной информации или присвоение страниц многими воспринимается как давление на свободу слова в Кыргызстане.
Журналист Азиза Бердибаева говорит, что подобные инциденты стали чаще происходить в преддверии выборов, кстати, ее фейсбук-страница также подверглась попытке взлома:
— В последнее время резко увеличилась критика в адрес руководства страны. Так как обострилась ситуация с COVID-19, то многие проблемы вылезли наружу. Большинство граждан вынуждено сидеть дома, поэтому посты с критикой властей в Интернете появляются периодически. И видимо, чтобы бороться с такими проявлениями в информационном поле, кто-то решил просто лишать граждан доступа к личным аккаунтам. Но лучше бы вместо мониторинга того, кто что пишет, и удаления чьих-то страниц они решали бы проблемы народа.
Правоохранительные и другие государственные органы пока не комментируют жалобы на взлом страниц в социальных сетях.