В Кыргызстане сегодня, как и во всем исламском мире, отмечают Курман айт (Ид аль -Адха). Это один из главных праздников мусульман.
Редакция K-News поздравляет всех мусульман и кыргызстанцев с этим великим праздником, желает счастья, здоровья и процветания! Да хранит вас Всевышний, пусть дарует мир, свет и добро!
В этом году из-за эпидемии были отменены коллективные молитвы на площадях и мечетях.
В связи с этим в Духовном управлении мусульман Кыргызстана рассказали, что в фетвах описаны ситуации, похожие на нынешнюю эпидемическую ситуацию в КР.
В связи с этим процедура жертвоприношения по всей стране разрешается с 07:30. В ДУМК отмечают, что жертвоприношение может быть совершено 31 июля, 1 августа и 2 августа 2020 года перед Аср намазом.
Арабское название праздника Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى ‘Īd ’al-’Aḍḥā), переводится как «праздник жертвы». В кыргызском языке закрепилось название Курман айт . Первая часть этого названия происходит от слова курман — жертва (по-арабски — забих), вторая часть — аид (от араб. عيد — праздник).
В мусульманской традиции курманом именуется всё то, что приближает человека к Богу, а ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает духовное обращение к Богу.
Некоторые хадисы о Курман айте:
«Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения — это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны» ;
«Посланник Господа принес в жертву двух рогатых баранов. Ногами он упирался им в бок. Сказав «бисмил-ляхи, аллаху акбар», он принес их в жертву своей рукой»
Традиция
Традиция напрямую связана с событием, произошедшим с пророком Ибрахимом (Авраамом). Божественным Откровением ему было велено принести в жертву своего сына Исмаила (Измаила), который родился у Ибрахима к глубокой старости (в 86 лет) и был по земным меркам чудом: у столь пожилых родителей дети обычно не рождаются. Несмотря на всю любовь к ребенку, святость его и долгожданную поддержку в глубокой старости с его стороны, Авраам, обсудив Божье повеление с сыном, покорно согласившимся с ним, пришел в назначенное место. Когда все уже было готово, раздался голос: «Поистине, это — очевидное испытание! [Ты успешно преодолел его]». Жертва сыном была заменена жертвенным животным, а Аврааму было даровано благополучное рождение второго сына — Исхака (Исаака).
Как говорят богословы, этим Всевышний показал: чтобы стать ближе к Богу, людская жертва не требуется. А животный мир — на покорной службе у людей, что подразумевает и использование его по назначению, и опеку, и охрану окружающей среды.
Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала заклания. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы». Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух).
Но, если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Канонически, нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости.
Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы, а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды — пять лет и более; буйволы, быки и коровы — два года и более; бараны, овцы и козы в возрасте года и старше.
Изъяны, наличие которых делает недопустимым принесение животного в жертву: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов.
Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность.
Мясо жертвенного животного делится на три части: одна — неимущим, вторая — на раздачу соседям или угощение родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества. Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено. Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве «табаррукя» (прошения благословения у Всевышнего).
В преддверии мусульманского праздника Курбан-байрам во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) призывают в свете пандемии COVID-19 принять строгие меры предосторожности, особенно учитывая, что люди, как правило, собираются вместе в мечетях и дома, а ключевым элементом празднования является жертвоприношение домашних животных и раздача мяса бедным.
Рекомендации ВОЗ в условиях пандемии
В преддверии мусульманского праздника во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) призвали в свете пандемии COVID-19 принять строгие меры предосторожности, особенно учитывая, что люди, как правило, собираются вместе в мечетях и дома, а ключевым элементом празднования является жертвоприношение домашних животных и раздача мяса бедным.
В ВОЗ напоминают, что вирус COVID-19 главным образом распространяется от человека к человеку через слюну и мельчайшие брызги, выделяемые при кашле, чихании, разговоре или пении. Заражение может произойти и в ситуации, когда человек, дотронувшись до инфицированной поверхности и не вымыв или продезинфицировав руки, прикасается к глазам, носу или рту.
В то же время есть случаи передачи COVID-19 от человека к животному. Существуют свидетельства того, что люди могут заразить им кошек, собак и норку, которую разводят на продажу. Правда, пока неизвестно, способен ли вирус, имеющий научное название SARS-CoV-2, перекочевать от зараженных животных обратно к человеку. Тем не менее, не стоит забывать, что другие зоонозные заболевания, связанные с домашними животными, вызывали вспышки среди людей.
Как сообщают из ВОЗ, некоторые страны уже приняли меры для того, чтобы ограничить физическое взаимодействие между людьми. Они включают закрытие мечетей, контроль над большими скоплениями народа и другие ограничения на передвижение и собрания. «Эти меры – базовые механизмы контроля над распространением инфекционных болезней, особенно респираторных инфекций, связанных со скоплением большого количества людей, — говорится в документе ВОЗ. – Там, где вирус удается контролировать, эти меры постепенно ослабляются, но в некоторых ситуациях наблюдался рост случаев заражения».
Уровень инфекции вырос, например, в странах восточного Средиземноморья, где отмечали Рамадан. Новые случаи были связаны с посещениями близких, совместными молитвами и другими массовыми мероприятиями.
Социальное общение, религиозные собрания и обряды, включая приношение животных в жертву составляют суть и Курбан-байрама. Поэтому в ВОЗ подчеркивают важность принятия на всех уровнях мер по предотвращению или сведению к минимуму распространения инфекции.
В частности, в ВОЗ рекомендуют:
— Избегать скопления народа, соблюдать гигиену рук и чистоту подручных средств
— Не проводить обряд жертвоприношения в домашних условиях
— Назначить одного члена семьи для совершения обряда
— Не приносить в жертву животных, которые могут быть больны
— Заказывать животных у надежных поставщиков
— Угощая малоимущих, соблюдать необходимую дистанцию
— При возможности совершать обряд жертвоприношения централизованно
В ВОЗ также предлагают серьезно подумать об отмене общественных и религиозных собраний и рекомендуют принимать решения, связанные с их отменой, переносом, введением ограничений или изменений, основываясь на оценке рисков.