Президент Сооронбай Жээнбеков отправил на доработку скандальный законопроект о манипуляции информацией, попутно похвалив инициаторов и отметив, что такой закон нужен.
Сразу же начались споры, кто-то пишет, что этот закон не нужен, другие приводят свои аргументы в пользу поддержки законопроекта, но в ином формате. Противников смущает и небезосновательно то, что после одобрения такого закона официально будет учреждена цензура.
Действительно, в том виде, в котором парламент «протащил» закон в стране вводится цензура, которая будет работать однобоко и скорее всего, разработчики к этому и стремились. Хотя логика подсказывает, что этот закон потом будет работать и против тех, кто «тащит» этот закон.
Как показывает история, в нашей стране очень быстро можно оказаться в роли «гонимых» и тогда закон сработает против самих инициаторов, которые сейчас при власти. Кусать локти, посыпать голову пеплом и раскаиваться потом уже будет выглядеть смешно и одновременно печально.
Нужен ли этот закон? По большому счету, он не нужен, достаточно законов, которые можно применять и эффективно бороться с фейками. Особенно с теми, кто сеет рознь между людьми по различными признакам, пропагандирует экстремизм, нацизм или же откровенно клевещет.
Однако возникает проблема с понятием фейк. Сейчас модно все называть фейком, если что-то не по нраву и когда не остается аргументов против критики. При этом не стоит забывать о том, что все ранее признанное фейком потом становится правдой.
К примеру, гибель Медета Садыркулова. Режим Бакиева опровергал любые намеки на убийство и по сути любые версии расправы над Садыркуловым были отнесены к фейкам. А потом выяснилось, что Медета Чокановича и его спутников жестоко убили, потом инициировали ДТП и пожар. Есть конечно откровенные фейки, но они часто распространяются анонимами, которых с трудом вычисляют даже ведущие спецслужбы мира. Это одна сторона.
Другая, можно ли отнести к фейкам предвыборные обещания партий, которые прошли в парламент? Если хорошо помониторить, то да.
И можно ли будет потом привлекать за распространение фейком и манипулирование информацией эти партии? Нет, конечно. Разве что только народ ответит на выборах, прокатив эти партии вместе с их кандидатами в депутаты, не поддавшись на пустые обещания и невыполнимые программы. Сейчас наблюдается процесс, когда эти же партии пытаются преподнести себя в красивой обертке в виде демонстрации в своих списках молодых и креативных. Только нам придется есть конфету с отвратительной начинкой, а не обертку.
К тому же, очень странным образом вдруг наметилась тенденция выделения «равных среди равных». Фактически весь народ превратился в волонтеров и продемонстрировал высокий уровень самоорганизации, но почему-то в виде героев выдвинулись те, кто постил каждый свой шаг в соцсетях. И эти «медийные герои» были быстро перехвачены политиками, которым пора бы уже на свалку истории. Но нет, они решили сыграть на настроениях, на амбициях.
И последнее, как бороться с фейками в стране, где больше половины различных принимаемых правительственных программ, проводимых реформ имеют декларативный характер и больше направлены на манипуляцию с общественным мнением, информацией.
Мы сами стали свидетелями того, как «успешно» проводилась реформа в здравоохранении, как правительство подготовилось к жесткому сценарию эпидемии. По сути, все задекларированные успехи оказались близки к фейкам.
Или возьмем борьбу с коррупцией. Кризис во время эпидемии показал, что и с этим неладно и не так красиво, как пытаются нам рассказать или навязать.
И мы еще раз задаемся вопросом, что значит фейк?
Можно ввести цензуру, можно подключить всю армию, милицию и бросить на то, чтобы они массово организовали «извинения» от тех, кто открыто и жестко критикует власть. Только вот запугать будет тяжело, если обещания и действия будут близки к фейковым, народ молчать не будет.
Наверное, стоит некоторым ретивым «борцам с инакомыслием» почитать сказку великого Ханса Кристиана Андерсена «Новое платье короля». Всегда найдется мальчик, который крикнет «А король-то голый!».
Можно отключить все соцсети и даже интернет, но опыт «Арабской весны» показывает, что и это бесполезно. Социальная сеть — это не Фейсбук или Твиттер, а мессенджеры — это не Ватсапп или Телеграм. Информация всегда найдет каналы, чтобы дойти до адресата, пока есть человек, который стремится узнать, познать и размышлять.
Пора бы уже более глубже мыслить, а не пытаться решать все наскоками..