Узбекистан в ближайшие годы намерен отказаться от производства самой популярной марки бенина в стране – АИ-80. С чем связано это решение, какие выгоды оно принесет, а также как сегодня устроено ценообразование на топливо, Podrobno.uz рассказал заместитель министра энергетики Бехзот Нарматов.
«Стоит сразу сказать, сегодня АИ-80 не отвечает многим современным требованиям к топливу. Напомню, его начали выпускать в 70-х годах прошлого века. Современные двигатели, которыми мы пользуемся, рассчитаны на бензин АИ-90. При этом мы собираемся обновлять производство и выпускать более современные двигатели. Очевидно, что АИ-80 не только ухудшает технические характеристики автотранспортных средств, но и серьезно влияет на окружающую среду», – отметил он.
По словам замминистра, в ближайшие годы два крупнейших отечественных нефтеперерабатывающих завода – Бухарский и Ферганский, перейдут на производство современных видов топлива, как минимум АИ-91, а в перспективе АИ-95 и АИ-98.
«Многие говорят, АИ-80 – это самая популярная марка бензина, куда мы без него. Но было время, когда то же самое говорили про лошадей, что они более выгодны, так как не используют топливо. Был в производстве и бензин АИ-76, но технологии развиваются, и мы пошли дальше. Здесь главное – не забывать об экологии, глобальном потеплении. Что мы оставим будущим поколениям после себя? Пустыню или реки, леса. Узбекистан – аграрная страна и глобальное потепление будет иметь огромный эффект на нашу экономику, поэтому необходимо думать над своим вкладом в разрешение этой проблемы уже сейчас», – подчеркнул чиновник.
Нарматов также заметил, что у нас в стране часто не думают о последствиях, предпочитая простые и легкие решения.
«Если мы будем продолжать думать, что сейчас лучше, когда бензин дешевле на 500 сумов, а дальше хоть потоп, – это неправильная логика. Простой пример, в конце 90-х годов у нас автомобилисты вообще не пользовались газом. Когда начался процесс перевода авто на газ, было много недовольных, они говорили, что ставить оборудование дорого, заправок нет. Сейчас во многих областях более 90% всех авто ездят на голубом топливе. Это произошло потому, что люди сделали первый шаг, взяли кредиты, поставили оборудование и увидели, что это выгодно. В современных условиях переход на этот вид топлива принес серьезную экономию и выгоду, не говоря уже об экологии», – отметил он.
Бехзот Нарматов также рассказал о том, как сегодня выстраивается ценообразование на топливо в стране.
«Узбекистан правильно выбрал время для отказа от государственного регулирования цен на бензин. В последнее время мировые котировки нефти находятся на наименьшем уровне за последние 20 лет, и процесс отказа от регулирования прошел относительно безболезненно для населения. Если бы решение было принято, когда нефть стоила 150 долларов, был бы резкий скачек цен на нефтепродукты. Сейчас мы идем по рыночному пути, и в зависимости от мировых цен стоимость топлива в стране будет колебаться, и к этому надо привыкнуть», – заметил замминистра.
Раньше, добавил он, в Узбекистане цены на бензин стабильно только дорожали. Теперь же с введением рыночных механизмов они стали дешеветь. Однако если стоимость нефти на мировых рынках пойдет вверх, это, естественно, отразиться на ценах на бензин в стране.
По словам Нарматова, в ближайшем будущем в стране начнется следующий этап технологического развития – построение разветвленной сети зарядных станций для электромобилей, что будет выгодно для потребителей, как в плане экономии, так и сохранения экологии.