В результате двух взрывов в порту столицы Ливана Бейрута погибли по меньшей мере 100 человек, более 4 тысяч получили ранения, несколько кварталов города полностью разрушены. Согласно заявлениям властей, взорвалась большая партия нитрата аммония (также известного как аммиачная селитра), которая долгое время хранилась в порту без соблюдения мер безопасности.
Спасатели продолжают поиски больше ста человек, чья судьба неизвестна. Некоторые работники порта были выброшены в море в результате взрыва.
В Бейруте может быть введено чрезвычайное положение на две недели во время заседания правительства в среду, пишет ливанская газета Daily Star. Совет обороны страны уже выступил с призывом передать армии контроль над безопасностью на время ЧП, передает Би-би-си.
Причиной взрыва могла стать халатность и бездействие властей на протяжении нескольких лет, сообщил Рейтер со ссылкой на источник, знакомый с ходом первоначального расследования.
«Это халатность», — цитирует Рейтер свой источник, отмечая, что несколько комитетов и судей рассматривали проблему безопасности хранения груза, состоявшего из 2750 тонн селитры, но «ничего не было сделано» для решения вопроса об утилизации или перевозки опасного материала. Источник отметил, что пожар перекинулся с одного склада на другой, в котором хранилась селитра.
Взрыв также вызвал опасения продовольственного кризиса — Ливан импортирует большую часть продуктов, и значительные запасы зерна хранились на складах в разрушенном взрывом порту. Министр экономики Ливана уже заявил, что оставшаяся в портовых складах партия зерна непригодна для применения в пищу, и что министерство потеряло связь с несколькими сотрудниками складов.
Взрыв был настолько сильным, что его слышали на средиземноморском острове Кипр, который находится на расстоянии 240 километров от Бейрута.
Ливанский Красный Крест сообщил, что больницы в Бейруте переполнены.
Президент Ливана Мишель Аун объявил в стране трехдневный траур, а также пообещал выделить для ликвидации последствий происшествия 100 млрд лир (66 млн долларов США). Бейрут объявлен зоной бедствия, власти получили право использовать армию для обеспечения безопасности.
Министерство иностранных дел Казахстана сообщило, что взрывной волной повреждено здание посольства этой страны и получил «незначительные ранения» консул. Также повреждено здание российского посольства, в нем пострадала одна сотрудница, сообщили в дипмиссии агентству ТАСС.
ООН заявила, что в результате взрыва получил повреждения военный корабль ее миротворческой миссии в Ливане, несколько военнослужащих ранены. Среди пострадавших — также несколько сотрудников посольства Германии.
Аун заявил, что 2750 тонн нитрата аммония хранились в порту уже шесть лет, необходимые меры безопасности при этом не соблюдались. Он призвал наказать людей, виновных в этом происшествии. Премьер-министр страны Хассан Диаб также сообщил, что «опасные вещества» были конфискованы и находились в порту с 2014 года.
Кто был владельцем судна?
[adsforwp id=»420388″]Ливанский телеканал LBC International передает со ссылкой на свои источники, что во время заседания совета безопасности страны под председательством президента Ауна была обнародована версия произошедшего. Согласно этим сведениям, в порту велись сварочные работы, во время которых произошло возгорание пиротехники, после чего огонь перекинулся на нитрат аммония. Независимых подтверждений этих сведений нет.
Президент Ливана в среду заявил, что взрыв в порту Бейрута связан именно с 2,75 тыс. тонн аммиачной селитры, использующейся для удобрения. Это описание совпадает с информацией о грузе, который попал в Ливан на борту судна, принадлежавшего россиянину.
Речь идет о селитре, которая хранилась на складе в ожидании утилизации с 2014 года. Ливанский канал LBCI сообщил, что именно об этом грузе как источнике взрыва говорили на заседании ливанского Высшего совета по обороне.
Об истории груза и российском владельце корабля его бывший капитан Борис Прокошев рассказал в интервью изданию «Сибирь. Реалии».
По его словам, судно с селитрой принадлежало россиянину Игорю Гречушкину и было арестовано в порту Бейрута в 2014 году из-за неуплаты портового сбора.
Ливанские власти, рассказал Прокошев, долго не выпускали моряков, а Гречушкин не платил им зарплаты.
Оставшиеся на судне четверо членов команды, капитан Прокошев — гражданин России — и три украинца, продали топливо и наняли адвоката, который добился для них разрешения вернуться домой. Груз был выгружен на склад «под ответственность министерства транспорта» Ливана, а корабль впоследствии затонул, рассказал капитан.
Слова капитана судна частично подтверждают сообщения в прессе от 2014 года.
О том, что судно с под названием Rhosus и 2750 тоннами селитры на борту было задержано в порту Бейрута, в 2015 году сообщал сайт shiparrested.com. В материале говорилось, что судно, шедшее под молдавским флагом, направлялось из грузинского Батуми в Мозамбик, но в сентябре 2013 года сделало незапланированную остановку в Бейруте из-за неполадок на борту.
После того как ливанские власти проинспектировали судно, они запретили ему выходить из порта. Большую часть экипажа, за исключением четырех моряков, отпустили, а с владельцами судна связаться не получалось. В июле 2014 года украинский портал odessitua.com публиковал письмо оставшихся на Rhosus моряков, которые просили «вытащить [их] из плена».
В нем, в частности, говорится, что фактическим владельцем судна является гражданин России Игорь Гречушкин из Хабаровска, ныне проживающий на Кипре. Первым на это обратило внимание издание «Медиазона».
«Хозяин Гречушкин Игорь фактически бросил судно и оставшийся экипаж. Денег на содержание экипажа не дает совсем, полностью лишил судно какой-либо связи… Говорит, что обанкротился», — писал Прокошев.
Моряки находились на судне около года и вернулись на родину в сентябре 2014 года.
По данным сервиса MarineTraffic, в последний раз местонахождение судна Rhosus было зафиксировано в ноябре 2014 года — оно находилось недалеко от места, где в понедельник произошел взрыв.
По информации ливанского канала LBCI, на заседании Высшего совета по обороне было заявлено, что судно Rhosus направлялось в Африку, но зашло в порт Бейрута, поскольку во время плавания получило повреждения.
Также было сказано, что 2750 тонн аммиачной селитры с судна конфисковали и поместили на склад на 12-м причале порта, где груз ожидал утилизации, однако «не так давно инспекция обнаружила, что в южной стене есть щель, через которую в него можно беспрепятственно попасть».
Взрыв был предсказан в 2014 году
[adsforwp id=»420390″]После чудовищного взрыва в порту Бейрута пользователи вспомнили статью 2014 года, автором которой является один из самых авторитетных экспертов в области морских перевозок Михаил Войтенко. Об этом пишет «Комсомольская правда», сообщает Tengrinews.kz.
В материале под заголовком «Команда оказалась в заложниках на плавучей бомбе» речь шла о сухогрузе «Розус» (Rhosus) 1986 года постройки, шедшем под молдавским флагом.
По утверждениям Войтенко, 86-метровое судно принадлежало некоему Игорю Гречушкину — россиянину и резиденту Кипра. Опасный груз — нитрат аммония — транспортировался в третью страну, но «Розус» летом 2014 вынужденно зашел в Бейрут из-за поломки двигателя, потом проблемы продолжились, владелец перестал выходить на связь, и опасный груз на шесть лет остался в Ливане. «Дальнейшее теперь всем, увы, известно», — пишет газета.
В разговоре с изданием эксперт рассказал, что подобные трагедии явление нередкое. Совсем недавно почти похожий инцидент, чуть было не приведший к трагедии, произошел в уругвайском порту Монтевидео. 23 июля на борту корейского рыбоперерабатывающего траулера произошел пожар. Траулер почему-то, в нарушение всех норм, был пришвартован к пирсу, предназначенному для перекачки на берег опасных химических веществ. В срочном порядке в порту были прекращены все работы, эвакуированы люди. Пожарным тогда удалось потушить огонь и не допустить взрыва огромных цистерн, заполненных аммиаком.
«Не ищите в бейрутском порту теракт или злой умысел. Судовладелец ставит последние деньги на перевозку этого груза (нитрат аммония — популярный товар, транспортируется по всему миру, используется как удобрение). Поломка, судно заходит в Бейрут, портовые власти находят много недостатков в системах безопасности «Розуса» и документах на груз, а денег у хозяина судна нет. Он мечется туда-сюда. Ничего у него не выходит. Банкротство, он отказывается от судна, экипажа и груза, исчезает.
Экипаж потихоньку возвращается домой, нитрат аммония перегружают на склад в Бейруте, а сам «Розус», насколько я знаю, до сих пор ржавеет у берега. Про судно и груз все забыли. Банальное разгильдяйство: и владельца, и портовых властей Ливана. К тому же все умножается на бардак в странах третьего мира, куда следовало судно», — заявил Войтенко.
По словам собеседника издания, искать владельца — загадочного российско-кипрского гражданина Игоря Гречушкина — бесполезно. Скорее всего, он залег на дно еще шесть лет назад, скрываясь от кредиторов.
По данным на вечер 5 августа, число погибших в результате мощнейшего взрыва в порту Бейрута возросло до 113, порядка четырех тысяч человек получили ранения различной степени тяжести.