Кому достанется лидерство в правящей партии Казахстана после ухода Елбасы? Об этом пишет kz.expert.
28 августа 2020 года наконец-то состоялось дважды отложенное заседание Бюро Политического совета партии «Нур Отан» под председательством первого президента РК Нурсултана Назарбаева. С учетом имеющегося у нас инсайда есть смысл его прокомментировать.
На фоне текущих проблем казахстанцев, связанных с пандемией коронавируса, началом нового учебного года, сложностями у малого и среднего бизнеса, уборкой урожая, подготовкой к осенне-зимнему периоду оно не вызвало особого интереса в обществе.
Так, известный в республике блогер Казбек Бейсебаев отреагировал на случившееся двумя постами, выразив в них свое разочарование и недоумение. Вот один из них:
«Сегодняшнее заседание бюро политсовета Нур Отан, прямо скажем, не впечатлило. Оно больше было похоже на он-лайн конференцию с узким составом участников. А ведь это правящая партия, куда входит вся власть с мажилисом, сенатом и всей вертикалью исполнительной власти с правительством и всеми руководителями филиалов Нур Отана в лице областных и районных акимов!
Кроме праймериза во время заседания ничего другого не обсуждалось. А где программные документы? Где стратегия партии на предстоящие парламентские выборы? Видимо, с креативом у партии дела не очень идут. Но и креатив, так себе, в принципе можно стерпеть.
После этого заседания есть некое ощущение, что у партии в целом дела не очень идут. Одно дело говорить лозунгами, другое дело решать проблемы, которые с пандемией только усугубились. Может быть, партия Нур Отан, сама не ведая, превращается в слабое звено в политике? Раз так, то какой смысл заведомо ставить на слабое звено?».
Если бы в Казахстане существовала реальная многопартийная система, то вышеупомянутое заседание Бюро Политического совета партии «Нур Отан» немедленно бы подверглось тщательному разбору и жесточайшей критике, хотя бы для того, чтобы привлечь внимание общественности и прессе к этому событию. И к тому, что возглавляемое елбасы политическое объединение, которому в скором времени предстоит участвовать в парламентских и местных выборах, скоро лишится своего главного «козыря».
На вопрос «когда» ответа у нас нет, поскольку Библиотека сегодня представляет собой в буквальном смысле «крепость», которая полностью изолировалась от остальной «суперпрезидентской» вертикали, и за пределы который не вытекает практически никакая информация. Однако наши инсайдеры сообщили, что в Совете безопасности РК и некоторых других структурах, прямо подчиненных елбасы или занимающих обеспечением его жизнедеятельности, начались сокращения. Причем высвобождаемых людей потихоньку переводят на позиции в… администрации президента РК.
В этом смысле заседание Бюро Политического совета партии «Нур Отан» 28 августа 2020 года выглядит показательно, поскольку оно прошло:
а) в урезанном формате, с участием всего лишь пяти членов данного партийного органа, доказательством чему фотографии, размещенные на сайте Библиотеки,
б) не сопровождалось видео, как это имело место в случае с заседанием Совета по управлению Фондом национального благосостояния «Самрук-Қазына» 3 июня 2020 года,
в) ограничилось обсуждением текущих вопросов, что свидетельствует о его прикладном характере, отнюдь не требовавшем личного участия Назарбаева.
В связи с этим мы считаем, что наступила пора начать обсуждать вопрос, которым еще никто не задавался в Казахстане – кто возглавит партию «Нур Отан» после того, как Нурсултан Назарбаев перестанет быть ее лидером?
Для начала попробуем разобраться, кто руководит этой партией сегодня. В соответствующем разделе под названием «Руководство» упомянуты только елбасы, его первый заместитель Бауржан Байбек и четыре секретаря партии: Жигер Калиев, Алибек Алденей, Марат Сембеков, Арман Кырыкбаев и руководитель центрального аппарата Мади Оспанов. И это все.
Между тем, если верить схеме устройства партии, то ее высшим руководящим органом является съезд, а ниже по вертикали располагаются председатель партии, затем Политический совет как высший представительный орган, Бюро Политического совета как руководящий орган партии и Центральный аппарат как исполнительный орган. То есть налицо явное противоречие между официальной схемой устройства «Нур Отана» и тем, как данная партия на самом деле управляется.
По нашей оценке, это означает, что следующий лидер «Нур Отана» не обязательно будет из числа нынешних близких партийных соратников елбасы, входящих в состав Бюро.
На сегодняшний день в состав Бюро Политического совета «Нур Отана» входит 11 человек, а именно:
Токаев Касым-Жомарт Кемелевич — президент РК;
Назарбаева Дарига Нурсултановна — экс-председатель Сената Парламента РК;
Нигматулин Нурлан Зайруллаевич — председатель Мажилиса Парламента РК;
Мамин Аскар Узакпаевич — премьер-министр РК;
Исекешев Асет Орентаевич — помощник президента – секретарь Совета безопасности РК;
Байбек Бауыржан Кыдыргалиулы — первый заместитель председателя партии «Nur Otan»;
Годунова Наталья Николаевна — председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
Тажин Марат Муханбетказиевич — чрезвычайный и полномочный посол РК в Чешской республике;
Павлов Александр Сергеевич — председатель совета директоров АО «Народный банк Казахстана»
Кыдырали Дархан Куандыкулы — председатель правления республиканской газеты «Егемен Қазақстан»;
Карибек Даулет Жамаубайулы — руководитель управления по вопросам молодежной политики города Нур-султан.
Из вышеперечисленных соратников елбасы в качестве его преемника на посту лидера «Нур Отан» можно уверенно исключить последних пятерых в списке: Годунова явно не той национальности, Тажин и Павлов точно не имеют политических амбиций, Кыдырали и Карибек слишком легковесны.
А вот первые шесть вполне могут попытаться сыграть ва-банк. И хотя на первый взгляд наибольшие шансы имеет президент РК Касым-Жомарт Токаев, не факт, что ему удастся стать преемником Нурсултана Назарбаева еще и в партии. Просто потому, что это будет противоречить интересам несколько ключевых групп влияния, в том числе возглавляемых Тимуром Кулибаевым, Даригой Назарбаевой, Саматом Абишем, Каримом Масимовым, Абаем Бисембаевым.
Именно поэтому мы вполне допускаем, что действующий глава государства, добровольно или добровольно принудительно, уступит пост председателя правящей в республике партии кому-нибудь другому. Так сказать, в подтверждение того, что осуществляет демократизацию политической системы. И вот тогда между собой в спор могут вступить Дарига Назарбаева, Нурлан Нигматулин, Аскар Мамин, Асет Исекешев и Бауыржан Байбек.
Нет смысла гадать на кофейной гуще, оценивая их шансы на победу сегодня, хотя бы потому, что некоторым из них предстоит еще выжить после ухода Назарбаева. Но, еще раз повторимся, что к этим людям нужно прибавить тех, кто сегодня не входит в состав Бюро Политического совета «Нур Отана», но может в подходящий момент выскочить как чертик из табакерки — те же Карим Масимов и Самат Абиш. Тем более что должность лидера правящей партии после завершения назарбаевского этапа в истории страны это более чем удобная и прямая ступенька к креслу главы государства.