Лидер таджикской оппозиции Мухиддин Кабири выступил онлайн в Университете Джорджа Вашингтона – одного из влиятельных вузов США. Об этом пишет Ахбор.
Мухиддин Кабири в своем выступлении затронул вопрос президентских выборов в Таджикистане, которые состоятся 11 октября. Кабири заявил, что пройдут «выборы, результаты которых заранее всем известны и поэтому общество так безразлично относится к ним».
«Единственное, что остается неизвестным, это то, сколько процентов припишет себе Эмомали Рахмон? На наш взгляд, приход одного из детей нынешнего президента, о чем много говорили, в общем ничего не менял бы. Потому что реальная власть все равно осталась бы в руках самого Рахмона. Но психологически всякое изменение во власти обнадеживает часть населения и это на короткое время мог бы снизить психологическое давление в обществе», — считает лидер таджикской оппозиции.
Кабири заявил, что очередная победа Эмомали Рахмон будет значит, что кризисный процесс и в политическом плане, и в экономическом, остается и еще больше будет усиливаться.
«Все факторы ухудшения ситуации присутствуют во всем регионе, а наша страна самая слабая в этой цепи. И теперь для всех становится ясным, что семейное правление Рахмона не склонно к изменениям и продолжение его власти может привести к нестабильности и неуправляемым процессам, которые будут во вред всем», сказал Кабири.
«Согласно отчету «Экономист», в 2012 году мы были в 20-ке диктаторских государств, сейчас находимся на 8-м месте. В 2012 году в рейтинге «Reporters Without Borders» по свободе прессы мы были на 120-й позиции, в этом году – на 161-й. То есть, снижение на 40 позиций. Тогда в рейтинге Фридом Хауз мы с 6 баллами были одним из самых худших, в этом году с наивысшим баллом – 7 баллов – стали одним из наихудших. Такая же ситуация в рейтингах по коррупции, бедности и религиозных свобод.
И в 2012 году, и в десятках других выступлений мы били в набат, что Эмомали Рахмон постепенно превращает Таджикистан в совершенно диктаторское государство, правительство превращает в семейное. То, что сегодня было реализовано. Сегодня наша страна одна из самых бедных, слабых, закрытых и в десятке самых недемократичных государств», — заявил Кабири.
Он назвал попирание Соглашения о мире, подписанного в 1997 году в Москве, одним из основных факторов такого ухудшения ситуации в Таджикистана. По его мнению, соглашение о мире смогло остановить войну в Таджикистане, но не смогло обеспечить единство и стабильность. А в выполнении своей второй задачи – открытия дороги для строительства демократического Таджикистана – не смогло преуспеть.
Кабири считает, что оппозиция ошиблась в том, что между сохранением мира и безопасности с одной стороны и обеспечением прав и свобод отдала предпочтение миру. «Мы думали, что для общества мир важнее. Даже ценой потери прав и свобод. В итоге мы потеряли и стабильность и безопасность и свои права и свободы…» — признал Кабири.
Он упрекнул гарантов мира в Таджикистане, напомнив, что в 2015 году, когда одна из сторон мирного соглашения – ПИВТ – была изгнана из политической сцены, ни один из гарантов мирного соглашения – ни ООН, ни Иран, ни Россия не протестовали против этого.