В Туркменистане наблюдается повышенный спрос на репетиторов по русскому языку, сообщает turkmen.news.
Ажиотаж начался после того, как стало известно, что некоторые школы в Ашхабаде вынуждены были закрыть у себя отделения с русским языком обучения из-за нарушений санитарных норм.
В «русских» классах количество учащихся доходило до 50 человек, что по новым правилам минздрава недопустимо. Тем временем местные СМИ со ссылкой на Минобразования опровергают информацию о сокращении русскоязычного обучения.
Судя по сообщениям источников, любой человек, получивший образование на русском языке, теперь представляет интерес как потенциальный репетитор.
«Ко мне домой приходило уже четверо родителей с просьбой заниматься с их детьми русским языком, — рассказывает жительница Ашхабада. — Объясняю, что у меня нет опыта работы с детьми, я не педагог и не могу гарантировать, что способна научить ваших детей общаться на русском. Но эти люди непреклонны, они считают, что раз мой родной язык русский, то я по умолчанию могу быть репетитором».
Собеседница добавила, что в ее окружении есть еще несколько человек, к которым обращались с той же просьбой. «У большинства нет ни учебников, ни вообще книг на русском языке — все в свое время было роздано или отнесено на книжный базар. Но одна из знакомых взяла сразу троих школьников, другая договаривается пока только на одного», — отметила она.
МИД России 15 сентября послал ноту в МИД Туркменистана с просьбой разъяснить ситуацию с русскоязычным обучением. Сейчас, два дня спустя, на сайте туркменского дипломатического ведомства все еще нет ответа на это обращение. Однако проправительственное издание Orient со ссылкой на Министерство образования выступило с опровержением информации о массовом закрытии «русских» классов.
В заметке утверждается, что закрыто было русскоязычное отделение только одной ашхабадской школы (видимо, имеется в виду школа №64, где родители в конце августа вышли на акцию протеста). Подчеркивается, что это связано не с санитарными требованиями, а просто с перепрофилированием учебного заведения из спецшколы в обычную общеобразовательную. Почему это решение приняли за два дня до 1 сентября, фактически выставив 1600 учеников на улицу, не уточняется. Зато в Минобразования подчеркнули, что одновременно в Ашхабаде открылась новая русскоязычная спецшкола (видимо, имеется в виду школа №21).
Тем не менее, люди волнуются и массово ищут пути выучить русский язык индивидуально. Жительница столицы, которая думает, стоит ли соглашаться на репетиторство, говорит, что люди предлагают отличные условия. Помимо платы за работу, ее обещают привозить на машине на занятия, поить чаем и кофе во время перерыва, доставлять домой после урока. Конечно, все это не может не привлекать.
Turkmen.news уже сообщал о том, что желающих устроить своего ребенка в «русский» класс всегда было в разы больше, чем самих классов и учителей, которые в них работают. А потому спрос на репетиторов давно уже стабильно растет. Наибольшей популярностью пользуются учителя русского языка, вышедшие на пенсию. За подготовку старшеклассника к поступлению в российский вуз они берут дорого и попасть к ним непросто. Но многих родителей устраивает даже то, что с их ребенком кто-то будет просто общаться на русском языке, играть в ролевые игры, петь песни, читать книжки и рассказывать сказки.
«Некоторые из тех, кого я знаю, набирают по 15-20 детей и за небольшую плату занимаются с ними», — сообщал наш источник еще в июле.
Власти Туркменистана упорно не хотят замечать проблему – русский язык в стране востребован, население не просто желает, оно жаждет, чтобы дети владели языком Пушкина и Толстого. А если спрос не удовлетворяется легально, создается широкое поле деятельности для коррупционеров. Как результат — размер взяток за оформление ребенка в «русский» класс уже почти такой же, как при поступлении в вузы.