Те, кто полагает, что Саудовская Аравия – следующее звено в цепи «нового Ближнего Востока», на котором арабский мир и Израиль объединяются против «плохих» персов и турок, сильно ошибаются. Об этом пишет 9tv.co.il.
«Нынешний саудовский правитель, 85-летний король Салман бин Абдель-Азиз, настроен резко против Израиля и евреев. Он относится к исламистам-традиционалистам, которые считают еврейское государство врагом арабов, не имеющим права на существование. И, разумеется, он не готов вести речь о каких-либо отношениях с Израилем в его нынешнем виде, без создания палестинского государства на значительной части израильской территории», говорится в публикации израильского СМИ.
Более того, король не подозревал о готовящемся мире между Израилем и ближайшими союзниками Саудовской Аравии – Эмиратами и Бахрейном. Всю эту подготовку, державшуюся в строжайшей тайне, провернул наследник короля Салмана – принц Мухаммед бин-Салман. Такая информация появилась в авторитетном издании «Уолл-стрит джорнал». Как утверждают осведомленные источники, принц, зная, что король – сторонник бойкота Израиля, опасался, что отец попросту зарубит эти соглашения. Своевременное вмешательство такой фигуры как саудовский король вряд ли позволило бы Эмиратам и Бахрейну осуществить нормализацию отношений с Израилем.
Поэтому 13 августа, когда Трамп сообщил о намечающемся мире между еврейским государствами и Арабскими Эмиратами, 85-летний король, находившийся на летнем отдыхе, был ошеломлен. Судя по всему, престарелый монарх действительно не слишком принимает участия во внешнеполитических делах, перекинув их на наследника, и тот смог себе позволить даже столь рискованный трюк.
И его ожидания оправдались – разгневанный король распорядился, чтобы МИД Саудовской Аравии выпустил декларацию о первоочередности создания палестинского государства, а один из членов королевской семьи написал в газету заметку о том, что Эмиратам следовало бы в обмен на мир требовать от Израиля серьезных уступок.
Тем не менее, этим дело и ограничилось. Судя по всему, авторитет наследного принца в дворцовых делах весьма высок, и он взял явный курс на сближение с Западом – разумеется, не просто так. Саудовская Аравия для противостояния с Ираном нуждается в деньгах, ресурсах, технологиях и союзниках. И основная борьба, судя по всему, придется на дни правления наследного принца, а не на царствование 85-летнего Салмана. На нефть арабские страны уже не слишком рассчитывают – она перестала приносить баснословные прибыли, а население нефтеносных стран уже привыкло к относительно благополучной жизни, и ситуация в Саудовской Аравии, раздробленной на кланы и провинции, не слишком благоприятная. В последние годы там проходят экономические реформы, направленные на внедрение инноваций и уменьшение зависимости от нефти. Такая экономическая политика требует других внешнеполитических концепций, а не замшелого исламистского подхода к территориальным и экономическим вопросам.
Тем не менее, пока у власти находится Салман, вряд ли Саудовская Аравия станет официальным израильским компаньоном в экономических и политических вопросах.