29 октября определением Верховного суда возвращена кассационная жалоба ЦИК на решение Административного суда Бишкека. Об этом сообщили в пресс-службе Верховного суда, передает «Азаттык».
Отмечается, что жалоба возвращена заявителю в связи с отсутствием доказательств уплаты государственной пошлины.
28 октября в Верховный суд поступила кассационная жалоба Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов на решение Административного суда Бишкека, который 24 октября удовлетворил заявление ОО «Коалиция за демократию и гражданское общество» и политической партии «Актив», признав недействительным постановление ЦИК о назначении повторных выборов депутатов Жогорку Кенеша КР на 20 декабря.
21 октября ЦИК приняла приняла решение о проведении 20 декабря повторных парламентских выборов. Но 24 октября Первомайский районный суд города Бишкека отменил это постановление Центризбиркома.
22 октября Жогорку Кенеш принял законопроект, которым приостанавливаются действия статей 38 и 63 конституционного Закона «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша». И повторные либо новые выборы депутатов Жогорку Кенеша, согласно предложенным нормам, состоятся после проведения конституционной реформы, но не позднее 1 июня 2021 года. В тот же день поправки подписал премьер-министр и исполняющий обязанности президента КР Садыр Жапаров. Ряд юристов и организаций заявил, что при принятии законопроекта были допущены нарушения, а сам документ противоречит Конституции.
Центральная избирательная комиссия считает указанное решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Ниже текст сообщения ЦИК:
Административный суд г. Бишкек указал, что Центральная избирательная комиссия, обосновывая Постановление «О назначении повторных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» № 258 от 21 октября 2020 года, указала статьи 38 и 63 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и Постановление Центральной избирательной комиссии от 6 октября 2020 года №249 «О признании недействительными итогов голосования на выборах депутатов ЖК КР назначенных на 4 октября 2020 года».
Суд первой инстанции считает, что Постановление № 249 не может быть принято в качестве основания для назначения повторных выборов депутатов Жогорку Кенеша, поскольку данным постановлением результаты проведенных выборов не были признаны в установленном законом порядке недействительными. При этом, по мнению суда первой инстанции, со стороны Центральной избирательной комиссии не исполнены требования, установленные статьями 38 и 63 конституционного Закона, что, по мнению суда, противоречит принципам законности и справедливости, установленным пунктами 1 и 6 части 3 статьи 12 конституционного закона.
Однако из решения суда неизвестно и непонятно каким образом нарушены указанные нормы закона и какими действиями Центральной избирательной комиссии нарушены принципы законности и справедливости.
Таким образом, данный вывод суда не основан на нормах закона, является несостоятельным и необоснованным.
В обжалуемом решении суд первой инстанции указал, что постановление Центральной избирательной комиссии №249 не может являться основанием для назначения повторных выборов депутатов ЖК КР, поскольку данным постановлением результаты проведенных выборов не были признаны в установленном порядке недействительными.
Однако, при этом судом не были исследованы и приняты во внимание следующие обстоятельства.
6 октября 2020 года Постановлением №249 были признаны недействительными итоги голосования на выборах депутатов ЖК КР, назначенных на 4 октября 2020 года. При этом один из административных истцов — ОО «»Коалиция за демократию и гражданское общество» ранее обращалось в суд с заявлением о признании недействительным постановления №249. Решением Административного суда г. Бишкек от 9 октября 2020 года (тот же судья Эшалиев А.) в удовлетворении требований ОО «Коалиция за демократию и гражданское общество» было отказано.
Таким образом, при назначении повторных выборов депутатов ЖК КР указанное Постановление №249 являлось актом, имеющим установленную юридическую силу. Кроме того, в ходе судебного заседания представителем ЦИК КР были даны пояснения о том, что 21 октября 2020 года Центральной избирательной комиссией было принято решение о результатах выборов депутатов ЖК КР. Однако, данный довод был оставлен судом без внимания, ему не была дана надлежащая правовая оценка, более того он даже не отражен в решении Административного суда г. Бишкек.
В мотивировочной части своего решения суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 1 конституционного Закона Кыргызской Республики «О приостановлении действия некоторых норм конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 22 октября 2020 года №1 приостановлено действие статей 38, 63 конституционного Закона.
Здесь идет намеренное искаженное толкование указанной нормы Закона «О нормативных правовых актах». Так, норма, на которую ссылается суд, применяется как правило в случае принятия нового закона и в связи с этим прекращает свое действие ранее принятый закон. В данном случае речь идет о различных нормативных правовых актах — Постановлении ЦИК КР и конституционном Законе. И в этом случае основным вопросом, который должен был исследовать суд, являлся вопрос действия во времени принятого 22 октября 2020 года конституционного закона о приостановлении действий статей 38 и 63.
Указанный вопрос регулируется частью 5 статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», в соответствии с которой действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Решение в форме постановления ЦИК о назначении повторных выборов было принято 21 октября 2020 года, тогда как конституционный Закон Кыргызской Республики «О приостановлении действия некоторых норм конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 22 октября 2020 года. Однако данное обстоятельство также не было исследовано судом, и ему не была дана надлежащая правовая оценка.
В нарушение статьи 172 Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики при вынесении решения от 24 октября 2020 года Административным судом г. Бишкек судом не были соблюдены нормы материального права, в решении не отражены доводы Центральной избирательной комиссии. Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности и необоснованности судебного акта.
В соответствии со статьей 262 Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики существенное нарушение либо неправильное применение норм права, а также необоснованность судебного акта являются основаниями отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются.
С учетом вышеизложенного, Центральная избирательная комиссия на основании статьей 12, 43, 60, 61 конституционного Закона Кыргызской Республики, статьи 3 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», руководствуясь статьями 31,124,172,262.262 Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, просит отменить решение Административного суда города Бишкек от 24 октября 2020 года и отказать в удовлетворении административных исков политической партии «Актив» и ОО «Коалиция за демократию и гражданское общество».