Предвыборные задержания в Казахстане. Экс-глава Минздрава в маховике жертвоприношения — телергам-каналы о задержании Биртанова

Автор -
3590

После задержания бывшего министра здравоохранения Казахстана Елжана Биртанова мутным потоком понеслась конспирология. Почва для нее богатая, пишет телеграм -канал «Всемирное шежіре«.

[adsforwp id=»420388″]

«Собственно, уходил Биртанов после ряда факапов. Произошли они по его вине, или нет, никого не интересует. Важно, что раздражения за карантин накопилось много.

А после того, как Биртанову дали отставку, пошли и другие скандалы — Токаев дал поручения уволить глав Фонда социального медстрахования и «СК-Фармации» Айбатыра Жумагулова и Берика Шарипа.

К последнему реально накопились вопросы — можно напомнить только о том, что «СК-Фармация» долго не распределяла гуманитарку по чисто бюрократическим причинам. Жумагулов погорел на понтах жены. В сентябре ушли вице-министра Людмилу Бюрабекову. Ее назначали еще при Биртанове. Публикации об этом отличались злорадством.

Биртанова заподозрили в растрате полумиллиарда тенге, выделенных на цифровизацию. До того, в августе 2020-го, упаковали главного цифровизатора Минздрава Олжаса Абишева. Это произошло в рамках ротации кадров в правительстве, которые отвечали за IT.

В сети уже называют «настоящие причины» увольнения Биртанова. Якобы бывший министр и пал жертвой фармацевтических лоббистов, и был против второй волны карантина. Версия по нынешним временам из параллельной Вселенной, хотя именно Биртанов попробовал прекратить беспредел главврачей с лекарствами и реально наступил на хвост «большой фарме».

За что еще могли на самом деле привлечь Биртанова?

Источник журналиста Козачкова сообщил, что следователи могут заинтересоваться разницей между реальной ценой на лекарства против коронавируса и закупочной. Там, вроде, есть основания подозревать завышение стоимости. Но по этой линии могут и не пойти, потому что копать эту тему стремно — там есть люди повлиятельнее Биртанова, а его самого сняли еще до того, как тема лекарств от короны стала масштабной. Видимо, поэтому решили подвести бывшего министра под цифровизациию.

Но зачем?

Успехами Биртанов не блистал, это правда. Биртанов — обычный наш министр, ничем не примечательный. Интерес тут представляет другое. Что все-таки произошло — запущенный летом маховик жертвоприношения не могут остановить? Надо еще и бывшего министра отправить за решетку? Вопрос в том, какой логикой сейчас руководствуются в администрации президента (а именно там согласовывают уголовное дело на министров, в том числе и бывших).

При этом, рассказывают, что материалы были на руках уже давно (тем более, что они строятся на признательных показаниях). Однако обращает на себя внимание тот факт, что Биртанова взяли не сразу после огласки дела Абишева. С тем, чтобы дать делу ход, ждали. Это может указывать на важный момент — задержание провели, опираясь на вопросы целесообразности. Политической.

Самый очевидный вариант — так решили обозначить начало предвыборной кампании. Исполняют «общественный запрос» на сакральную жертву, это любимая игра АП с 2010 года. В этот раз цель выбрана в общем-то понятная — Биртанов олицетворяет собой первый локдаун, за него кто-то должен перед выборами показательно ответить. Все озлобленные на власть при правильной информационной поддержке будут аплодировать стоя — потому что найден виновный. Смущает один момент. Почему выбирали поводом не закупку лекарств по завышенным ценам или строительство сверхдорогих госпиталей BI Group — что одобрил бы избиратель — а непонятную цифровизацию?

Ну ок, что накопали, с тем и задержали, так тоже бывает. Как говорится, если есть команда посадить — повод найдется.

Именно этот факт запускает очень неприятный в наших широтах вид политической борьбы на выживание в рамках предвыборного периода. Как в поговорке: сначала намечались торжества, затем аресты, потом решили совместить. Выборы пройдут, а искушение просто кого-нибудь отправить на нары — останется, и этот факт снова будет использоваться уже без видимой целесообразности, просто как инструмент. Такой период у нас уже был и запущенный маховик остановили, ммм, с некоторым трудом», пишет телеграм -канал.

Другой канал «Узун кулак» излагает свое видение:

«Бывший министр здравоохранения РК Елжан Биртанов, проваливший работу всего министерства в ходе «коронавирусного кризиса» и ушедший в частный сектор (перешел на работу в медицинский холдинг связанный с Тимуром Кулибаевым), как сейчас известно, задержан и находится в ИВС Астаны: его подозревают в хищении бюджетных средств — речь идет о 526 млн. тенге, которые были выделены на цифровизацию (информатизацию системы здравоохранения). Главным свидетелем и источником информации для следователей по делу Биртанова является задержанный еще в августе вице-министр здравоохранения Олжас Абишев, самому Абишеву вменяется в вину хищение 127 млн. тенге.

Источники, близкие к министру здравоохранения РК Алексею Цою, считают, что все вопросы по информатизации министерства находились в ведении именно Абишева и даже несмотря на то, что он выполнял поручения Биртанова, сумма хищений по одной и той же бюджетной статье не может быть разной. Кроме того, разрабатываемая единая интеграционная платформа, которая должна связать между собой все медицинские системы и базы данных, начала разрабатываться силами хорватской компании «Ericsson Nikola Teslа» (на нее было выделено в общей сложности 28 млн. долларов США) в 2016 году — именно тогда заключался контракт с хорватской компанией. Биртанов занял пост министра только в 2017 году, а Абишев пост вице-министра — только в 2018 году.

Однако при специальном мониторинге сети, особенно среди чатов общения по интересам, проходят обсуждения и других возможных причин ареста, от закупки лекарств по завышенной стоимости и выбора «неправильного поставщика услуг» до даже борьбы комитета финансового мониторинга Министерства финансов с Агентства по противодействию коррупции Алика Шпекбаева за право называться главными борцами с коррупцией.

Или что одной из причин его задержания может быть то, что Биртанов попал в опалу у лоббистов фармацевтического рынка, якобы он не хотел закупать российскую вакцину от коронавируса из-за недоказанности ее эффективности.

Такая версия также не выдерживает критики, ее опровергают и источники, близкие к министерству здравоохранения РК Алексею Цою: решение о закупке российской вакцины принималось на другом уровне; напомним, что переговоры о покупке Казахстаном вакцины проводил лично премьер-министр РК Аскар Мамин и премьер-министр России Михаил Мишустин еще в июле.

Задержание Биртанова не могло случиться без согласования на высшем уровне, учитывая его нынешнюю связь с Кулибаевым и бывшим премьер-министром Бахытжаном Сагинтаевым: ранее мы писали, что Биртанов и Сагинтаев — выходцы из Жамбылской области и являются дальними родственниками, и первый пользовался расположением последнего. Но вот в правительственном квартале циркулирует иная версия всего произошедшего с Биртановым.

Считается, что своей карьерой он обязан сближением с семьей Елбасы — еще будучи врачем-токсикологом в отделении психоневрологии ЦГКБ Алматы, Биртанов спас Алию Назарбаеву, страдающую тогда наркотической зависимостью, а переехать на работу в столицу он смог в 2008 году. Именно тогда, когда благодаря его стараниям Алия Назарбаева (постоянно проживающая в Алматы) избавилась от тяжелой наркотической зависимости.

Подобное действительно могло помочь Биртанову довольно быстро подняться по карьерной лестнице до министра всего здравоохранения. Вероятно, именно Биртанов занимался и спасением Айсултана Назарбаева, также страдавшего от наркотической зависимости, но по каким-то причинам не справился. Такая версия объясняет причину, по которой за несколько дней до ареста Биртанова в казнете были удалены его страницы в социальных сетях. Биртанов был слишком близок к семье Назарбаевых и слишком много знает».

Поделитесь новостью