Казахстан и Узбекистан помогают Кыргызстану выйти из финансового тупика

Автор -
332

Одним из первых результатов казахстанско-узбекского сотрудничества может стать улучшение ситуации в Кыргызстане, и, что обнадеживает, правительства Казахстана и Узбекистана говорят о региональной безопасности и стабильности, которые могут уменьшить зависимость всех пяти центральноазиатских государств от внешней помощи — а именно России или Китая, — когда возникают проблемы. Об этом пишет Брюс Панниер. Ниже текст статьи:

Кыргызстан переживает очень сложные времена. В стране самые высокие показатели COVID-19 в Центральной Азии и самый высокий уровень смертности, спровоцировавшие резкое падение экономики. А в начале октября протестующие свергли президента и правительство. Новое руководство страны находилось в поиске помощи и нашло ее там, где совсем не ожидало, — прямо по соседству.

12 ноября пресс-служба президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева распространила заявление, в котором говорится, что Казахстан и Узбекистан будут оказывать финансовую и гуманитарную помощь Кыргызстану.

Узбекский информационный сайт Gazeta.uz сообщил в тот же день о телефонном разговоре между Токаевым и узбекским коллегой Шавкатом Мирзиёевым, в ходе которого они договорились «о совместных усилиях в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе, а также об экономической и гуманитарной помощи кыргызскому народу».

В статье отмечается, что внешний долг Кыргызстана на сегодня составляет 4,5 миллиарда долларов, и более 42 процентов этой суммы — задолженность перед Китаем.

Подробностей объема финансовой и гуманитарной помощи, которую две страны отправят Кыргызстану, не сообщалось, но фундамент для данного заявления был заложен несколькими днями ранее.

Новый министр иностранных дел Кыргызстана Руслан Казакбаев посетил 29 октября Казахстан и 5–6 ноября Узбекистан, обратившись за помощью к обоим соседям, и заручился их согласием.

ПОДДЕРЖКА БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСТАНА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Финансовая поддержка, которую намереваются предоставить Казахстан и Узбекистан, направлена на поддержку бюджета Кыргызстана и обеспечение продовольственной безопасности.

Казахстан и Узбекистан также согласились отправить лекарства и оборудование для больниц, чтобы помочь Кыргызстану в борьбе с коронавирусом, а Узбекистан, как сообщается, согласился оказать помощь в строительстве «лечебно-оздоровительного учреждения».

Похоже, что это именно та помощь, которая необходима Кыргызстану в настоящий момент, особенно после того, как Кремль заморозил ранее выделенную Кыргызстану финансовую помощь в размере 100 миллионов долларов, чтобы продемонстрировать свое недовольство третьей сменой руководства за 15 лет из-за массовых протестов.

Так как сотрудничают Казахстан и Узбекистан, чтобы помочь своему оказавшемуся в тяжелом положении соседу? Три страны еще в 1997 году подписали Договор о вечной дружбе. Это было в Бишкеке, тогда у стран были другие президенты. Но этот документ, как оказалось, вёл в никуда. В ноябре 1998 года Казахстан и Узбекистан подписали собственный двусторонний Договор о вечной дружбе.

На протяжении почти 30 лет независимости стран в Центральной Азии казахстанско-кыргызские отношения были лучшими двусторонними отношениями во всем регионе. Президент Казахстана Токаев упомянул это во время недавнего визита министра иностранных дел Кыргызстана Казакбаева.

— Казахстан и Кыргызстан являются самыми близкими государствами. Нас ничего не разделяет, напротив, имеется очень много факторов, которые нас объединяют, — сказал Касым-Жомарт Токаев своему кыргызскому гостю.

Проверка на коронавирус на узбекско-кыргызской границе. Переход границы «Достук».
Проверка на коронавирус на узбекско-кыргызской границе. Переход границы «Достук».

НЕСМОТРЯ НА НАПАДКИ АТАМБАЕВА НА КАЗАХСТАН

И это несмотря на тирады бывшего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева в адрес Казахстана в конце 2017 года, которые привели к тому, что Казахстан закрыл границу с Кыргызстаном и в качестве ответных мер Кыргызстан забил гол в собственные ворота, отказавшись от 100 миллионов долларов, которые казахстанская сторона была готова предоставить для содействия интеграции в Евразийский экономический союз (в который входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан).

При предшественнике Мирзиёева — Исламе Каримове — Узбекистан не был другом ни Казахстану, ни Кыргызстану, и последний особенно страдал, поскольку Узбекистан часто закрывал узбекско-кыргызскую границу протяженностью 1 388 километров.

Мирзиёеву можно приписать в заслугу то, что, придя к власти в сентябре 2016 года, он выполнил свое обещание улучшить отношения со всеми ближайшими соседями Узбекистана. Очевидно, что, если бы пандемия разразилась в период правления Каримова, он вряд ли бы предложил хоть что-нибудь Кыргызстану, кроме как, возможно, критику попыток правительства урегулировать кризис в области здравоохранения.

Интересно также, что в заявлении Казахстана и Узбекистана говорится о совместных мерах по обеспечению «стабильности и безопасности в регионе».

«БЛАГОПОЛУЧИЕ КЫРГЫЗСТАНА ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ ФАКТОРОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Это отчасти перекликается с совместным заявлением лидеров Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана от 9 октября по поводу отстранения от власти правительства Кыргызстана, в котором была выражена обеспокоенность «событиями, происходящими в братском Кыргызстане», но также говорится, что «благополучие Кыргызстана является важным фактором региональной безопасности и устойчивого развития всей Центральной Азии».

Заявление было обнародовано пресс-службой Токаева, но импульс к организации этого беспрецедентного совместного заявления лидеров Центральной Азии почти наверняка был результатом дискуссий между Токаевым и Мирзияевым. Таджикистан и Туркменистан столь сосредоточены на внутренних вопросах и имеют так много своих внутренних проблем, что трудно представить, чтобы лидеры этих стран могли бы стать инициаторами такого заявления.

Узбекистан стал региональным партнером, теперь Ташкент и Нур-Султан всё чаще проводят консультации по региональным вопросам.

Казахстан и Узбекистан должны быть доминирующими государствами Центральной Азии. В региональном плане они являются самыми сильными в экономическом и военном отношении, а также по численности населения. Но прежде им было сложно сотрудничать, опять же в основном из-за упрямства Каримова.

Одним из первых результатов казахстанско-узбекского сотрудничества может стать улучшение ситуации в Кыргызстане, и, что обнадеживает, правительства Казахстана и Узбекистана говорят о региональной безопасности и стабильности, которые могут уменьшить зависимость всех пяти центральноазиатских государств от внешней помощи — а именно России или Китая, — когда возникают проблемы.