Поборы на «Хоргосе» не прекращаются

Огромные очереди и многотысячные поборы с «Хоргоса» — таможенного пункта на границе с Китаем, никуда не исчезли, утверждает группа мажилисменов в запросе на имя премьер-министра Аскара Мамина.

Пока грузовики «маринуют», истекают сроки поставок, и адресаты отказываются от контрактов. Многие предприниматели и водители фур оказались на грани разорения, пишет 365info.kz.

Обещали одно — на деле оказалось другое

Контрольно-пропускной пункт «Нур Жолы» (РК) – «Хоргос» (КНР) на казахстанской-китайской границе открыли в 2018 году. Тогда

обещали, что через пост будут проходить до 2,5 тыс. машин в день, а время прохождения сократится до 30 минут

Кроме того, информационная система таможенных органов «АСТАНА-1» должна была минимизировать коррупционные риски и максимально уменьшить «человеческий фактор».

Через два года реалии оказались другими.

Первый раз в 2020 группа депутатов побывала на посту еще в августе. Тогда гости обратили внимание, что

на КПП образовалась очередь в 2,5 тыс. машин, растянувшаяся на 50 км

«Водители были возмущены, что их фуры стоят без движения по 2-3 месяца, в то время как

некоторые проходят без очереди благодаря так называемым «толкачам» из числа сотрудников дорожной полиции,

чья такса за беспрепятственный проезд варьировалась от одной до трех тысяч долларов США», — говорится в запросе.

Уже тогда депутаты обратились к премьер-министру. И даже получили ответ, где утверждалось, что «указанная проблема находится на контроле правительства». Уверяли, что все вопросы разрешатся уже в сентябре, когда введут электронную очередь.

Но в ноябре 2020 снова появились жалобы предпринимателей, и депутаты отправились взглянуть на ситуацию собственными глазами.

Выяснилось, что хотя определенные сдвиги есть, но остались и проблемы. В результате многие предприниматели и водители фур оказались буквально на грани разорения.

Фуры стоят — сроки горят

— Это связано с непрозрачной работой электронной очереди, ее несинхронизированности с таможенной системой «Астана-1». Продолжаются многомесячные простои.

Например, около 20 автомашин с водителями стоят в этой очереди уже около 90 дней,

— утверждают авторы.

Водители жаловались, что на территории Сухого порта нет элементарных удобств. При этом во время посещения там было около 600 фур. Кроме того, предприниматели заявили, что с них требуют деньги даже за право кормить собственных водителей. Причем те живут тут же, в кабинах грузовиков. Утверждают, что с каждой фуры за это требуют 30 тыс. тенге.

Пока фуры стоят в очереди, у некоторых истекают сроки поставки.

«Особое негодование перевозчиков вызывает непрозрачная работа системы «электронной очереди». Программа показывает лишь собственный номер в очереди конкретного транспорта, и не отражает тех, кто стоит перед ним и за ним. В связи с этим сложилось недоверие к этой «очереди», так как

по-прежнему одни автомашины проезжают беспрепятственно, чуть ли не еженедельно, а другие стоят месяцами,

— говорится в запросе.

Было предложено поднять информацию КГД и просто сверить данные о заездах. Они должны показать транспорт, который ходит безостановочно.

Можно «развести» на месте

На сегодняшний день в электронной очереди числятся порядка 6 тысяч фур.

Водители требуют вернуть «живую очередь», тогда они смогут контролировать движение самостоятельно.

Еще одна проблема – вывоз с таможенной территории спецтехники.

Оператор запрещает вывозить спецтехнику самостоятельно, а услуги тягача стоят 2,9 тыс. долларов

Для таких машин, которые бы самостоятельно вывозили спецтехнику, предприниматели просят создать отдельную очередь.

Много жалоб и на действия транспортного контроля. Еще до таможенного поста водителям дополнительно надо пройти три поста. Там замеряют габариты и длину кузова по своим стандартам, не считаясь со стандартами производителя.

— В результате новенькие грузовики европейских марок иногда оказываются на 10-20 см длиннее наших требований, что неизменно влечет вымогательство под угрозой задержки транспорта. Ставка мзды в таком случае – от 50 тыс. тенге, ведь обрезать кузов в степи не получится, — утверждают подписанты.

Депутаты попросили:

  • обеспечить прозрачность электронной очереди, для чего установить на Сухом порту монитор с трансляцией продвижения очереди онлайн;
  • обеспечить синхронизацию электронной очереди с таможенной информационной системой «Астана-1»;
  • поручить Сухому порту обеспечить нормальные условия и бесплатный доступ для доставки питания водителям, обеспечить туалеты и душевые;
  • добиться соглашения с китайской стороной об увеличении пропуска грузовых автомобилей минимум до 200 единиц в день; а также об открытии дополнительного пункта таможенного перехода «Колжат»;
  • разобраться с работой транспортного контроля, привести их требования в соответствие с современными нормами и регулярно проводить антикоррупционные рейды в этом направлении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться