Юрист: Назначение референдума на 10 января грубо нарушает конституционные гарантии граждан

Автор -

Юрист Нурбек Касымбеков проанализировал проект новой Конституции. По его словам, инициатива депутатов Жогорку Кенеша порождает  вопросы относительно их легитимности и законности их действий.

Далее юрист подробно разобрал спорные моменты.

1. Депутаты Жогорку Кенеша 6-го созыва были избраны 4 октября 2015 года. Согласно части 2 статьи 70 Конституции, депутаты Жогорку Кенеша избираются сроком на 5 лет. Согласно части 4 статьи 71 Конституции, полномочия депутатов Жогорку Кенеша начинаются со дня принятия ими присяги. Они приняли присягу 28 октября 2015 года.

Соответственно, сроки полномочий депутатов Жогорку Кенеша 6-го созыва истекли 28 октября 2020 года. В этой связи все законы и постановления Жогорку Кенеша, принятые с 28 октября 2020 года, являются недействительными. Следовательно, они не могут принять вышеуказанный законопроект и назначить референдум.

Ссылки некоторых депутатов на то, что они могут исполнять полномочия Жогорку Кенеша на основании части 3 статьи 71 Конституции, согласно которой со дня первого заседания Жогорку Кенеша полномочия Жогорку Кенеша прежнего созыва прекращаются, являются неверной трактовкой норм Конституции. Указанная норма Конституции применима в тех случаях, когда в установленном Конституцией порядке не будет утверждена программа, определены структура и состав Правительства, и в этой связи Президент назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш согласно части 6 статьи 84 Конституции.

2. Предложенный проект закона грубо нарушает требования Конституции и конституционного Закона Кыргызской Республики “О референдуме Кыргызской Республики”, Закона Кыргызской Республики “О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики”.

Так, указанным проектом закона на референдум выносится проект новой редакции Конституции Кыргызской Республики. Это противоречит части 1 статьи 114 Конституции Кыргызской Республики, согласно которой  закон о внесении изменений в настоящую Конституцию   (принята референдумом (всенародным голосованием) Кыргызской Республики 27 июня 2010 года) может быть принят референдумом, назначаемым Жогорку Кенешем. Проект закона также не соответствует абзацу третьей части 3 статьи 114 Конституции Кыргызской Республики, согласно которому  по инициативе не менее двух третей от общего числа депутатов Жогорку Кенеша закон о внесении изменений в настоящую Конституцию может быть вынесен на референдум.

Согласно части 1 статьи 7 конституционного Закона Кыргызской Республики “О референдуме Кыргызской Республики” на референдум могут выноситься проекты конституционных законов, законов, в том числе проекты законов о внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики и иных нормативных правовых актов, а также иные важные вопросы государственного значения.

Согласно части 2 статьи 65 Закона Кыргызской Республики “О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики” предметом назначения референдума являются проекты законов о внесении изменений в Конституцию, важные вопросы государственного значения, перечень которых установлен конституционным законом о референдуме.

Согласно части 1 статьи 66 Закона Кыргызской Республики “О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики” к проекту закона о назначении референдума по внесению изменений в Конституцию прилагается проект закона о внесении изменений в Конституцию.

Указанные выше положения Конституции, конституционного закона и закона предписывают, что на референдум могут выносится проект закона о внесении изменений в Конституцию, принятого референдумом (всенародным голосованием) Кыргызской Республики 27 июня 2010 года, а не проект закона Кыргызской Республики, которым предлагается принять новую редакцию Конституции. В этой связи следует отметить, что депутаты-инициаторы указанного законопроекта грубо нарушили Конституцию и законы Кыргызской Республики.

3. Назначение референдума на 10 января 2020 года по срокам не соответствует требованиям Закона Кыргызской Республики “О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики” (далее – Регламент) .

Допустим, если инициаторы хотят принять проект закона в ускоренном порядке, то они по времени должны уложиться в сроки, установленной законом:

до 18 декабря 2020 года завершить общественное обсуждение и готовить проект закона с учетом поступивших предложений. При этом, согласно части 1 статьи 47 Регламента к проекту закона, вносимому субъектом права законодательной инициативы в Жогорку Кенеш, прилагаются следующие сопроводительные документы:

1. сопроводительное письмо инициатора;
2. справка-обоснование к проекту закона, которая должна содержать информацию:

  • о целях и задачах законопроекта;
  • о возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствиях действия закона;
  • о результатах парламентского слушания, общественного обсуждения;
  • о соответствии проекта закона законодательству;
  • об источниках финансирования;

3. сравнительная таблица, если законопроектом вносятся поправки в действующий закон;
4. проекты законов, вытекающие из вносимого проекта закона (далее — пакет проектов законов);
5. анализ регулятивного воздействия проектов законов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности.

Соответствующее структурное подразделение Аппарата регистрирует проект закона и направляет его в течение двух дней юридической службе для подготовки в двухдневный срок справки о соответствии требованиям статей 45 и 47 Регламента для внесения Торага.

Проект закона со справкой юридической службы направляется экспертной группе по национальной безопасности при Торага, которая в течение 3 дней готовит заключение о соответствии законопроекта основам национальной безопасности. Если экспертная группа дает отрицательное заключение, законопроект возвращается инициатору (часть 1 статьи 48).

Торага не позднее 2 рабочих дней на основании заключения экспертной группы по национальной безопасности и справки юридической службы накладывает резолюцию о направлении законопроекта в соответствующие комитеты согласно вопросам ведения с определением ответственного комитета.

Фракции, комитеты, депутаты, Правительство, представители гражданского общества вправе направить письменные замечания и предложения по проекту закона в ответственный комитет в течение 2 недель со дня его размещения на официальном сайте Жогорку Кенеша (часть 2 статьи 51).

Экспертная служба направляет заключение в ответственный комитет не позднее 15 дней со дня получения законопроекта (часть 3 статьи 51).

Проекты законов о внесении изменений в Конституцию, конституционные законы и законы об изменении государственной границы принимаются Жогорку Кенешем не менее чем в трех чтениях. По данным законопроектам решением большинства от общего числа депутатов может быть назначено четвертое чтение (часть 4 статьи 55).
промежуток времени между каждым чтением по проекту закона не может быть менее 10 рабочих дней и более 30 рабочих дней (части 9 статьи 55).

Вышеуказанные процедуры принятия закона указывают, что даже при ускоренном рассмотрении указанного законопроекта к 10 января 2021 года он может быть подготовлен только на первое чтение.

Конституционный Закон Кыргызской Республики “О референдуме Кыргызской Республики” также устанавливает определенные требования по проведению референдума:

  • со дня вступления в силу закона о назначении референдума граждане Кыргызской Республики вправе проводить агитацию за или против вопроса (вопросов), вынесенного (вынесенных) на референдум. Граждане Кыргызской Республики после вступления в силу закона о назначении референдума вправе образовать группу «за» или группу «против» вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум. Центральная избирательная комиссия не позднее чем в 10-дневный срок регистрирует группу по агитации (часть 2 статьи 23);
  • после регистрации Центральной избирательной комиссией, инициативная группа, группа «за», группа «против» обязаны назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам. После регистрации уполномоченных представителей, инициативная группа, группа «за», группа «против» создают собственные фонды (далее — фонды) для финансирования кампании по инициированию референдума, агитации в ходе кампании референдума (часть 1 статьи 43);
  • сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени должны быть опубликованы соответствующей телерадиоорганизацией не позднее 10 календарных дней после вступления в силу закона о назначении референдума с уведомлением Центральной избирательной комиссии о готовности предоставить эфирное время для проведения агитации по вопросу (вопросам), вынесенному (вынесенным) на референдум (части 5 статьи 25);
  • сведения о размере и условиях оплаты печатной площади должны быть опубликованы соответствующей редакцией периодического печатного издания не позднее 10 календарных дней после вступления в силу закона о назначении референдума с уведомлением Центральной избирательной комиссии о готовности предоставить печатную площадь для проведения агитации по вопросу (вопросам), вынесенному (вынесенным) на референдум (часть 3 статьи 26).
  • органы местного самоуправления по предложению территориальных комиссий по проведению референдума обязаны в течение 35 календарных дней со дня назначения референдума выделить и оборудовать специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого участка (часть 4 статьи 28).

Таким образом, назначение даты референдума на 10 января 2021 года, не дает времени на  образование гражданами группы «за» или группы «против» вопроса, выносимого на референдум, и не дает времени на проведение агитации по вопросу референдума, тем самым грубо нарушают гарантии гражданам, предоставленные конституционным Законом Кыргызской Республики “О референдуме Кыргызской Республики”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться