Конституционная палата Верховного суда Кыргызстана решила, что положения закона о переносе выборов в Жогорку Кенеш не противоречат Конституции.
Сегодня Конституционная палата рассмотрела обращение лидера партии «Реформа» Клары Сооронкуловой и юристов Таалайбека Усубалиева и Нурбека Касымбекова по решению Жогорку Кенеша от 22 октября о переносе повторных выборов в парламент.
Ранее Коллегия судей Конституционной палаты, рассмотрев обращения граждан Касымбекова Н., Усубалиева Т. и политической партии «Реформа» об оспаривании положений конституционного Закона КР «О приостановлении действия некоторых норм конституционного Закона КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР», приняла данные ходатайства к производству.
Рассмотрение этих дел соединено в одно судопроизводство и была начата подготовка дела к рассмотрению.
Во время заседания лидер партии «Реформа» Клара Сооронкулова заявила, что позиция истца четко отражена в заключении Венецианской комиссии.
«20 декабря мы получили бы легитимный парламент, который провёл бы эту реформу Конституции.
Принятие закона о переносе выборов парламента происходило вопиюще, с нахрапом и наглостью. Сам инициатор Акылбек Жапаров во время доклада говорил: «Да, вы не успели прочитать его, но нужно его срочно принять». На руках у депутатов не было ни одной бумажки, хотя это Конституционный закон. В тот день не было никакой чрезвычайной ситуации, которая могла бы быть основанием для принятия закона в трёх чтениях в один день. Если эта чрезвычайная ситуация продолжается с марта, то почему провели парламентские выборы, проводят реформу Конституции или президентские выборы? Никакой логики. Закон был принят кулуарно.
Я попрошу суд вынести частное определение о служебном подлоге. Было подано 79 голосов, при этом в протоколе числится 83 голоса. 4 голоса были по доверенности, хотя запрещено голосовать за Конституционный закон по доверенности.
Отношение международных организаций показало, что в первую очередь нужно было провести парламентские выборы, и только потом выборы президента и референдум.
Сроки полномочий парламента составляют 5 лет, после ЦИК и власти обязаны провести выборы в этот срок. Но этого сделано не было», сказал Сооронкулова.
На заседании выступил еще один истец Нурбек Касымбеков. Он заявил, что Жогорку Кенеш превысил свои полномочия, когда продлил свою работу. Также парламент нарушил принцип разделения государственной власти, прописанный в Конституции. В решении Конституционной палаты от 2014 года указывается, что в стране обеспечивается самостоятельное и независимое действие всех ветвей власти.
В решении Конституционной палаты от октября 2018 года указывается, что каждая ветвь власти обладает самостоятельностью и независимостью. У них такой объем полномочий, что исключается давление одной ветви над другими. Из-за вмешательства парламента в процесс выборов ЦИК не может провести повторные выборы, а народ лишен возможности избирать.
«Жогорку Кенеш, по нашему мнению, продлил свои полномочия незаконно, нарушив нормы Конституции. Парламент присвоил себе новые полномочия. ЖК не вправе продлять свой срок до 1 года, выборы должны были провести до завершения пятилетнего срока», сказал Касымбеков.
Представители парламента и аппарата президента утверждают, что ни принятый закон, ни действия парламента не противоречат Конституции.
Они объясняют ускоренное принятие закона сразу в трех чтениях чрезвычайной ситуацией в стране — политическая обстановка была не стабильной, в стране пандемия коронавируса. Закон принимался для проведения конституционной реформы и стабилизации ситуации в стране. Выборы в парламент перенесены, потому что нет денег. Проведение выборов президента в приоритете, потому что страна не должна быть без руководителя.
Ответчики настаивают, что в день принятия документа все депутаты голосовали исключительно за себя.
22 октября Жогорку Кенеш принял законопроект, которым приостанавливаются действия статей 38 и 63 конституционного Закона «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша». Согласно предложенным нормам, повторные либо новые выборы депутатов Жогорку Кенеша состоятся после проведения конституционной реформы, но не позднее 1 июня 2021 года. В тот же день поправки подписал премьер-министр и исполняющий обязанности президента Садыр Жапаров. Ряд юристов и организаций заявил, что при принятии законопроекта были допущены нарушения, а сам документ противоречит Конституции.
2 ноября судьи Конституционной палаты приняли к рассмотрению заявление партии «Реформа» на этот закон. Кроме того, заявления поступили от граждан Касымбекова и Усубалиева.
Конституционная палата запросила у Венецианской комиссии, насколько может быть расширен объем полномочий парламента в период между истечением срока его полномочий и первой сессией вновь избранного парламента, насколько соответствует демократическим принципам действия по приостановлению избирательного процесса с целью проведения конституционной реформы.
В Венецианской комиссии отметили, что «во многих странах общепринятая конституционная практика заключается в том, что после роспуска парламента или после истечения его мандата действующий парламент имеет право только принимать срочные и необходимые меры или проводить повседневную работу, выполнять формальные обязанности и что его полномочия ограничены».
«Конституционный закон, утвержденный парламентом Кыргызстана 22 октября, не отражает дух подлинных демократических принципов.
Во-первых, перенос выборов нового парламента на июнь 2021 года дает парламенту полномочия еще на 6-8 месяцев, что является длительным периодом времени, значительно превышающим обычные несколько недель, необходимых для обеспечения подготовки к выборам. Во-вторых, действующий парламент в период прорагации приостановил действие конституционного закона и изменил правила демократической игры», — отметили в комиссии.