В настоящее время для большинства молодых людей стало нормой одновременно смотреть телевизор и играть на компьютере, просматривать информацию на планшете и играть на мобильном телефоне. Некоторые опросы показывают, что молодые люди тратят не менее 11 часов в день на электронные устройства, и почти 29% из них используют два или более электронных устройства одновременно. Но является ли это «зарядкой» для мозга, который получает и обрабатывает информацию, или наносит ему вред? Ответ может склоняться в сторону последнего, пишет китайская научная газета Science and Technology Daily.
Игры на компьютере и мобильном телефоне могут изменять структуру мозга
Исследование, опубликованное в научном журнале PLoS One в 2014 году, показало, что одновременное использование нескольких электронных устройств (так же известное, как медиамногозадачность) может оказывать негативное влияние на социальные эмоции и когнитивное восприятие людей. В условиях многозадачности несколько областей головного мозга должны выполнять разные функции. Например, передняя и задняя поясные извилины будут участвовать в ретроспективной памяти, а префронтальная область будет участвовать в проспективной памяти и планировании поведения. После длительного получения разнообразных новых импульсов структура этих областей мозга может измениться, например, может уменьшиться плотность серого вещества передней поясной извилины, которая контролирует эмоции и регулирует настроение.
При частой медиамногозадачности память ухудшается
Недавно исследовательская группа Энтони Д. Вагнера опубликовала в журнале Nature исследование, посвященное медиамногозадачности.
Они обнаружили, что участники, которые наиболее часто пребывали в состоянии медиамногозадачности, имели сниженные рабочую память и возможности эпизодической памяти. Исследователи считают, что, прежде чем мозг будет готов кодировать нейронные сигналы и воспоминания, критически важно постоянное внимание. Однако в условиях многозадачности, поскольку человеческие глаза должны «переключаться» между несколькими экранами, внимание будет рассеянным, а потому последующее кодирование нейронных сигналов и способность запоминания будут ослаблены, в связи с чем впоследствии мы не можем вспомнить о своих поступках.
Кроме того, когда у людей разные уровни устойчивого внимания, способность мозга формировать рабочую память также будет различной, и это влияние будет распространяться и на долговременную память. Ведущий автор статьи и постдокторант кафедры психологии Стэнфордского университета Кевин Мадор сказал: «Те, кто часто часто пребывает в состоянии многозадачности, обладают посредственной памятью, поскольку у них низкая способность удерживать постоянное внимание на чем-то подолгу».
Этот вывод был подтвержден и другими исследованиями. В статье, опубликованной в 2016 году, изучалась мозговая активность 149 участников (включая подростков и взрослых в возрасте от 13 до 24 лет) во время одновременного чтения и прослушивания лекции. Результаты показали, что такой многозадачный подход не только усугубил нейронную активность в передней поясной части мозга участников, но и привел к ухудшению памяти.
Многозадачность делает мозг более склонным к исследованию, но не к запоминанию
Что способствует потере внимания и ухудшению запоминания? Некоторые исследователи полагают, что определенные нейроны в мозге поддерживают некоторый баланс между состояниями «исследования» (нового содержания) и «обработки» (содержания для последующего запоминания). Однако в состоянии медиамногозадачности по мере увеличения объема информации, с которой знакомится мозг, диапазон информации, которую люди получают визуально, расширяется, и мозг, вероятно, более склонен к переходу в состояние «исследования» и способен обнаруживать больше новой информации вместо того, чтобы запоминать информацию, относящуюся к поставленной задаче.
Хотя человеческий мозг уже прошел процесс длительной эволюции, способ обработки информации мозгом, вероятно, несильно изменился. Некоторые ученые говорят, что постоянно сталкиваться с информацией в долгосрочной перспективе может оказать губительное влияние на мозг. А некоторые тренировки памяти и меры вмешательства могут помочь людям лучше сосредоточиться. Исследователи из Стэнфордского университета придумали детектор, который может отслеживать зрачок человека, благодаря чему устройство может напоминать пользователю о необходимости сосредоточиться на поставленной задаче. Возможно, в будущем подобное устройство получит огромную популярность в школах и у родителей.