И. о. вице-премьер-министра Эльвира Сурабалдиева на своей странице в Facebook рассказала о результатах работы межведомственной комиссии по проверке эффективности деятельности госорганов в вопросах противодействия коронавирусу, а также рационального использования финансовой, грантовой и гуманитарной помощи.
«Надо признать, что во всем мире никто не был готов к пандемии, однако есть определенные моменты, над которыми стоит задуматься. Это в первую очередь расхождение в цифрах по смертям. Причем значительные, в несколько тысяч. Также третий протокол лечения, где в перечень лекарств были включены антикоагулянты. Почему-то 15 мая, когда был разработан третий протокол, он пролежал в кабинете у чиновников по непонятным причинам (то ли бюрократия, то ли какие-то другие причины) с 15 мая до 18 июня, когда в стране уже вовсю бушевал коронавирус и уже начали умирать люди.
Получается, с 18 июня прошло еще две недели, и только 1 июля наши фармкомпании получили перечень лекарств, которые можно завозить в страну для лечения коронавируса согласно третьему протоколу. Пока они заказали их и привезли, прошло еще две недели.
Отсюда был и бешенный дефицит, и огромный скачок цен (…). Лекарства были ввезены уже только в разгар «черного июля». Здесь очень много вопросов, над этим будут работать соответствующие органы», — отметила она.
По ее словам, по гумпомощи тоже идут расхождения в приеме и учете. Это говорит о том, что в отдельных случаях гумпомощь продавалась на рынках.
Ранее сообщалось, что в ходе работы членами межведомственной рабочей комиссии были выявлены расхождения в количестве летальных случаев от COVID-19, несвоевременное принятие протоколов лечения от коронавирусной инфекции, а также неэффективный учет и распределение гуманитарной помощи.
В частности, третий протокол лечения от COVID-19, включающий антикоагулянты и другие важные препараты, был утвержден Министерством здравоохранения с опозданием более чем на 1 месяц. При внесении третьего протокола лечения 15 мая 2020 года, отечественные фармацевтические компании смогли получить одобренный список лекарств для поставки в страну только 1 июля 2020 года. В итоге жизненно важные препараты для лечения коронавирусной инфекции были завезены фармакологическими компаниями в республику со значительным опозданием, что привело к острому дефициту лекарств в стране и росту цен на них.
Членами комиссии сделаны выводы об отсутствии четкой и прозрачной системы приема и учета поступающей медицинской гуманитарной помощи. Были выявлены факты расхождения между данными о предоставленной помощи и данными о поставленной в больницы гуманитарной помощи.
Препараты, закупленные в июне 2020 года согласно второго протокола лечения, в последствии оказались неприменимыми ввиду принятия третьего протокола. В связи с этим на складах Департамента лекарственных средств и медицинских изделий Министерства здравоохранения обнаружены значительные объемы данных лекарств.
Государственные органы не предоставили в комиссию подробный финансовый отчет о расходах на реорганизацию и перепрофилирование больниц и госпиталя «Семетей».
По итогам совещания было предложено внести указанные факты, а также другие выводы межведомственной рабочей комиссии на рассмотрение Совета безопасности Кыргызской Республики для детального обсуждения и общественного освещения.
Министерству здравоохранения на основе проведенного анализа и рекомендаций, внесенных членами межведомственной комиссии, поручено подготовить План мероприятий по устранению недостатков, выявленных рабочей комиссией, в системе здравоохранения.
В состав комиссии вошли медицинские работники, депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, работники средств массовой информации, представители государственных и муниципальных органов, гражданские активисты и независимые эксперты.