В Казахстане запущена третья по счету в истории страны кампания приватизации государственной собственности. Вполне сопоставимая по объему с двумя предыдущими, но, в отличие от них, она будет проводиться без особого шума и исключительно для избранных. Об этом пишет KZ.expert, который рассказал подробности новой кампании в статье «Сюрпризы «Самрук-Казыны».
13 ноября 2020 года на заседании Совета по управлению этой квазигосударственной структурой под председательством Нурсултана Назарбаева было принято историческое решение о трансформации ФНБ, а также утверждена программа этой трансформации.
Теперь уже понятно, что и елбасы, и его ближайшее окружение, и клерки, разработавшие программу трансформации ФНБ «Самрук-Казына» в инвестиционный холдинг, прекрасно ориентируются в ситуации и отлично понимают, что делают. Другое дело, что их главной целью является не то, что ими публично декларируется, а то, что является как бы частью программы трансформации. Мы имеем в виду приватизацию значительной части активов этой квазигосударственной компании.
Дело в том, что в этой третьей по счету массовой приватизации государственной собственности, кстати в отличие от двух первых, примут участие немногие казахстанцы. А именно только те, кто, во-первых, располагает немалыми денежными средствами, а во-вторых, обладает связями в Акорде и Библиотеке.
В подтверждение наших слов сошлемся на директора по стратегическому развитию АО «Самрук-Қазына» Лаззат Боранкуловой (кстати, очень интересный топ-менеджер-стратег), которая за последние месяцы не раз выступала на данную тему. В частности в интервью «Sputnik.kz» под названием «Пандемия, инвестиции и новый формат работы: 2021 год будет решающим для «Самрук-Казына» она дословно сказала следующее, цитируем (выделения сделаны KZ.expert):
«До 2023 года включительно ожидается завершение процесса передачи в конкурентную среду крупных активов посредством IPO и продажи стратегическим инвесторам. Программа инициирована правительством как единственным акционером.
При этом параллельно до 2028 года ожидается реализация долей участия Фонда в текущем портфеле активов в рамках собственной программы дивестиций. Дивестиции – это продажи долей.
Мы планируем сохранить контрольные доли участия в крупных стратегических активах, таких как «КазМунайГаз», «Казатомпром», «Қазақстан Темір Жолы», «Казахтелеком» и KEGOC. При этом до 49% указанных компаний, а также до 100% долей в нестратегических компаниях будут доступны для дивестиций.
Дивестиции будут осуществляться в зависимости от наличия благоприятной рыночной конъюнктуры. В частности будут приняты во внимание цены на нефть, уран, другие отраслевые показатели. Еще одно важное условие – наличие на рынке новых инвестиционных возможностей, которые помогут увеличить доходность портфеля инвестиций Фонда.
До 50% поступлений от передачи активов в конкурентную среду по согласованию с единственным акционером, а также все поступления от реализации собственной программы дивестиций будут сохранены в Фонде на инвестиционные цели».
«Мы ожидаем, что указанные изменения позволят снизить долю контролируемых компаний с текущих 11 до 5, увеличить долю стоимости листингуемых активов с 14% до 75% к 2024 году, а также увеличить долю новых инвестиций в портфеле до 30% к 2028 году, в том числе за счет зарубежных инвестиций».
Иными словами, в Казахстане запущена третья по счету в истории страны кампания приватизации госсобственности, вполне сопоставимая по объему с двумя предыдущими. Но, в отличие от них, она будет проводиться без особого шума и без какого-либо участия основной массы казахстанцев.
И судя по тому, что реакции со стороны неправительственного сектора на эту авантюру не последовало, в обществе еще не поняли, что елбасы и его окружение собираются передать в частные руки огромный кусок госсобственности, который до этого оставался в руках республики.
Хотя в данном случае бюджет страны, скорее всего, получит что-то от продажи активов, сам факт того, что системные и значимые отрасли (объекты) попадут в определенные руки (причем мы все знаем, чьими они окажутся), не может не вызывать тревоги.
По нашей оценке, это наиболее серьезная внутренняя угроза нацбезопасности и стабильности сегодня – ведь пока системные (значимые) отрасли являются государственными, население хоть как-то может влиять на них (косвенно, конечно), в том числе заставляя правительство ограничивать их аппетиты. Но после того, как они станут частными, аппетиты их точно вырастут. И поскольку в данном случае их владельцами станут люди, близкие к власти и эту власть олицетворяющие, то наверняка правительство окажется по отношению к ним куда более сговорчивым.
Тем, кто не верит нам, рекомендуем вспомнить, сколько пришлось заплатить казахстанцам за каждую бизнес-инициативу, поддержанную каким-либо близким родственником и приближенным елбасы, начиная с сахара в 90-х годах прошлого века и кончая парковками и проектами «зеленой» экономики.