Основательница Ness Labs Энн-Лаура Ле Канф задумалась о том, что значит по-настоящему изменить работу мозга. Об этом пишет «Идеономика».
Когда говорят про «измененные состояния сознания», в голове сразу возникает мысль о психоделических наркотиках или гипнозе, но на самом деле способов вызвать такие необычные состояния довольно много. И вот парадокс. Чтобы определить измененные состояния сознания, нужно понять, что означает обычное состояние сознания. Поскольку ученые не могут прийти к единому мнению в этом вопросе, измененные состояния сознания также не имеют четкого определения. Это не значит, что они не важны: наоборот, измененные состояния сознания служат ключом к пониманию человеческого разума.
Мы делали это всегда
Люди прибегают к измененным состояниям сознания более 30 тысяч лет. Согласно «Справочнику по трансперсональной психологии» Уайли-Блэквелла, продолжительные интенсивные танцы, медитация и растения, изменяющие сознание, использовались в древних цивилизациях для модуляции активности разума. Американский этноботаник Теренс Маккенна даже считал, что использование психоделических грибов привело к «эволюции человеческого языка и использования символов». Другие исследователи предполагают, что вещества, изменяющие сознание, могли сыграть ключевую роль в формировании наиболее распространенных сегодня религий.
Намного позже, в 1892 году, термин «измененные состояния сознания» впервые был использован применительно к гипнозу: «Способности мыслить логически и выносить суждения, детализировать и направлять в этом измененном состоянии сознания, очевидно, зависят от чувственного восприятия и меняются в соответствии с ним», — пишет анонимный врач в статье о гипнозе, опубликованной в Aberdeen Standard.
Есть много форм необычных психических состояний, которые, кажется, искажают наше восприятие пространства и времени. Марк Виттманн — научный сотрудник Института пограничных областей психологии и психического здоровья в Германии — в своей книге «Измененные состояния сознания» пишет: «В экстраординарных состояниях сознания — в моменты шока, медитации, внезапного мистического опыта, клинической смерти или под влиянием наркотиков — временное сознание фундаментально изменяется. Рука об руку с этим идет измененное осознание пространства и себя. В этих экстремальных обстоятельствах время и концепции пространства и себя модулируются вместе — усиливаются или ослабляются. Но и в более обыденных ситуациях, таких как скука, безделье или ощущение потока, время и личность изменяются совместно».
Хотя может показаться, что эти измененные состояния относятся к сфере чисто субъективных переживаний, Уильям Джеймс представил научное исследование «мистических ощущений и состояний, вызванных наркотиками» в области психологии. Он видит в таком опыте ценный исследовательский инструмент для изучения множественности граней человеческого разума. Мы все еще очень мало знаем об измененных состояниях сознания, но то, что мы уже узнали, оказывает серьезное влияние на современную психологию, нейробиологию, фармакологию и психиатрию.
Пять измененных состояний сознания
Помимо дыхательных техник, танцев, осознанных сновидений, секса, лишения сна, голодания, музыки, медитации, сенсорной депривации, гипноза, психоактивных веществ и физических упражнений, есть много других способов вызвать измененные состояния сознания. Сюда не относятся патологические и неконтролируемые способы, такие как психоз, эпилепсия или травмы мозга. В 2012 году Дитер Вайтл из Бендерского института нейровизуализации в Германии предложил модель пяти различных измененных состояний сознания, основанную на методе индукции.
- Фармакологические. Эти измененные состояния включают краткосрочные изменения общей конфигурации индивидуального опыта, вызванные психоактивными веществами, такими как ЛСД, МДМА, марихуана, кокаин, опиоиды (морфин, героин) или даже алкоголь. Многие из этих веществ изменяют уровни нейротрансмиттеров в мозгу, вызывая изменения в сознании и поведении.
- Психологические. Гипноз, медитация и даже музыка могут привести к изменению психического состояния. Например, гипноз может привести к снижению реакции на внешний мир и к увеличению внушаемости, а музыкальная терапия расслабляет и уменьшает беспокойство. Медитацию трудно определить, но она используется во многих религиозных и духовных практиках для достижения ясного и спокойного психологического состояния.
- Физические и физиологические. Один из наиболее распространенных способов достичь измененного состояния сознания — это когда мы видим сны и отдаляемся от реальности. Два других — это голодание и секс. Отказ от еды и напитков на длительное время может привести к отрыву от реальности, как и отказ от сна или кислородное голодание.
- Патологические. Травматический опыт, вызывающий повреждение мозга, может привести к измененному состоянию сознания, поскольку коренным образом меняет работу мозга. По словам исследователя Джеффри Авнера, пациенты сообщают либо о снижении самосознания и общей осведомленности, либо о повышении осведомленности об окружающем. Сюда также входят эпилептические или психотические эпизоды.
- Спонтанные. Наконец, измененные состояния могут быть спонтанными, например, витание в облаках, блуждание мыслей или клиническая смерть.
Особенно интересны мечтания и витание в облаках. Несколько исследований показывают, что это, возможно, состояние мозга по умолчанию, когда мы не занимаемся активно какой-либо задачей, и что сеть пассивного режима работы головного мозга, которая с этим связана, более активна, когда мы мечтаем. Считается ли тогда мечтательность базовым состоянием сознания, а не измененным? Можем ли мы на самом деле называть эти состояния «измененными», когда так сложно определить «базовое» состояние? И почему мы тратим столько времени и энергии на поиски этих «измененных» состояний?
«Производство и использование веществ, изменяющих восприятие и сознание, создающих иллюзии и галлюцинации, похоже, пронизывает весь природный мир, как нить, вплетенная в ткань самой жизни», — пишет Питер Брейс из Университета Суинберна.
Может быть, вместо того, чтобы рассматривать базовое состояние и множество измененных состояний, стоит допустить, что все эти состояния сознания — одинаково важные способы восприятия. Некоторые могут показаться более полезными для продуктивного функционирования в нашем мире — чтобы принимать решения, ориентироваться в непосредственном окружении, эффективно общаться с окружающими, — но ни один из них не действует лучше, чем другие. Любое психическое состояние — часть сознания в целом.