10 января 2021 года избирали президента парламентско-президентской республики, который не может избираться на второй срок. Об этом в соцсетях написал адвокат Нурбек Токтакунов.
По его словам, в случае установления президентской формы правления, президент приобретает более широкие полномочия и возможность идти на второй срок.
«Президент становится совсем другим, поэтому сразу после референдума придётся снова провести президентские выборы. В противном случае Садыр Жапаров теряет остатки своей легитимности», подчеркивает Токтакунов.
Члены Конституционного совещания утверждают, что после референдума не будет выборов президента.
В проекте была заложена норма переходного положения, обеспечивающая президентские полномочия Садыра Жапарова после принятия новой Конституции. Руководитель секции «Органы государственной власти» Болот Токтобаев уточнил Kaktus.media, что после эта норма сохранилась в доработанной версии документа, который направили в Жогорку Кенеш.
Президент Кыргызской Республики, избранный в 2021 году на шесть лет, осуществляет полномочия в соответствии в Конституцией. Срок избранного президента на шесть лет засчитывается как первый срок избрания в соответствии с настоящей Конституцией.
[adsforwp id=»420384″]
По проекту Конституции президент избирается на пять лет. Одно и то же лицо не может быть избрано более двух сроков, то есть два раза становиться президентом он может. Садыр Жапаров будет занимать пост президента шесть лет и потом уже по новой Конституции может баллотироваться еще на второй срок, но уже на пять лет.
После принятия новой Конституции вновь предстоят выборы президента Кыргызстана. Это неизбежно, так как, новый президент станет одновременно и главой государства и главой исполнительной ветви власти.
Сейчас он не имеет полномочий вмешиваться в работу правительства. С принятием новой Конституции полномочия действующего президента автоматически не могут быть расширены. Значит он должен вновь переизбираться. Об этом в соцсетях написал лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов.
«Парламент, как заявил Жапаров наполовину будет состоять из одномандатных депутатов и наполовину избранных по партийным спискам. Пока на слуху, что Жогорку Кенеш сократят до 90 человек. Значит по партийным спискам будет 45 депутатов, следовательно в ЖК попадут максимум две партии и скорее всего они будут провластные. А в число 45 одномандатников попадут в основном денежные олигархи. В общем, это будет уже не чимкирикский, а кустурканский парламент. Значит разочарование в институтах власти еще более усилится.
Таким образом, нас ожидают в мае (эту дату вчера озвучил на пресс-конференции Жапаров), выборы в парламент и после этого выборы президента. Но перед этим придётся ещё провести референдум по принятию новой Конституции.
Правда референдума можно избежать, если изменения Конституции коснутся только только с 3 по 8 главы, так как согласно ст.114 Основного Закона в этом случае всенародный референдум не проводится. Изменения могут принять сами депутаты.Одним словом, этот год можно будет назвать годом выборов и связанных с ними сопутствующих проблем самого различного характера, начиная от выклянчивания денег на их проведение, выплату пенсий, зарплат, пособий, не говоря уже о массе других неотложных вопросов. На этом пессимистический расклад можно закончить.
Теперь оптимистический.
Новые выборы позволять «успокоить» оппозиционных политиков и они начнут готовиться к новым президентским и парламентским выборам».