Почему Трамп подписал специальный указ о военных, проходивших службу в Узбекистане?

Автор -
466

75 процентов из 15 777 американских военнослужащих, то есть, 11 832 человека, участвовавших в афганской антитеррористической кампании в 2001-2005 годах и расквартированных в Узбекистане, – заболели раком и другими заболеваниями. А что же местное население Узбекистана? Об этом пишет независимый исследователь Забихулло Соипов в своей статье на Kun.uz.

Сорок пятый президент США Дональд Трамп за несколько дней до своей отставки, 19 января 2021 года подписал акт, касающийся Узбекистана. Указ, являющийся обязательным для исполнения, а сейчас поступивший в архив – полностью именуется «Об опеке ветеранов, проходивших службу в Узбекистане».

В нем Трамп возложил на отдельные ведомства, занимающиеся этими вопросами в Соединённых Штатах Америки (Министерство по делам ветеранов и Министерство обороны), задачу по рассмотрению того, насколько соответствует приравнивание военных, проходивших специальную военную службу на аэродроме Узбекистана Карши-Ханабад, статусу ветеранов войны, участвовавших в боевых действиях, согласно юридическим актам и законодательству США.

Также Министерству обороны США дано поручение по проведению тщательного дознания по вопросам токсического воздействия на мобилизованных окружающей среды базы Узбекистана, где размещались военнослужащие Вооружённых сил Америки, и предоставлению президенту обобщённого отчёта по выводам и результатам исследования через Министерство по делам ветеранов, в течение 365 дней со дня принятия приказа.

Установлена необходимость охвата отчётом двух основных аспектов изучения:

1)   Подробная оценка условий авиабазы в период с 1 октября 2001 по 31 декабря 2005 года, в том числе, определение наличия любых токсичных веществ, загрязнявших воздушную базу в тот период, изучение конкретного местонахождения токсичных веществ, кратковременных, средних и долговременных сроков их воздействия, состояния военнослужащих, подвергшихся воздействию токсичных веществ.

2)   Тщательное изучение последствий, вредных для здоровья с эпидемиологической точки зрения, в упомянутый период, научно обоснованное определение наличия либо отсутствия причин диагноза по заболеваниям, приобретение которых предположительно связано с военной службой и её средой.

Для сведения, военная инфраструктура базы Карши-Ханабад, называемая американцами К-2 («Кей-ту»), была передана силам международной коалиции для осуществления антитеррористических действий в Афганистане после событий 11 сентября 2001 года, на срок проведения операции.

За два дня до начала президентом Джорджем Бушем-младшим глобальной военной операции «Несокрушимая свобода», 5 октября 2001 года, Узбекистан в срочном порядке посетил министр обороны США Дональд Рамсфелд. Он встретился с Исламом Каримовым в целях заключения важного соглашения и получения решающего согласия узбекской стороны.

Этот аэродром, не очень известный и для узбекистанцев, был открыт в 1954 году, и активно использовался после войны в Корее (1950-19540 и во время советско-афганских военных действий (1979-1989).

Почему же Дональд Трамп, бросив все проблемы в своей стране, занялся заботой о ветеранах К-2? На самом деле этот вопрос назревал уже давно.

Толчком стало расследование, опубликованное в авторитетном издании Вашингтона McClatchy в декабре 2019 года, в котором речь шла о таинственной смерти или онкологических заболеваниях 61 военнослужащего, мужчин и женщин, волею обстоятельств, проходивших службу в Узбекистане.

Фото: Tony Harris

 

Авторы статьи намекали на то, что на самом деле ситуация может быть гораздо более удручающей, так как эта миссия была конфиденциальной, и те, кто проходил специальную службу, не включены в эту статистику. Также, в статье говорится о том, что из-за безотлагательности операции в Афганистане палаточный военный лагерь для отдыха, питания и работы был наспех сооружён на ядовитой опасной земле.

В окрестностях места, охарактеризованного Пентагоном как опасная зона, был расположен склад оружия, на котором произошёл взрыв в 1993 году, заброшенные траншеи, при раскопке которых на 1-3 метра выходит чёрное студенистое авиатопливо, мастерская по техническому обслуживанию неисправных воздушных судов и застойный водоём с зеленоватым оттенком воды от химических отходов, распространяющий зловонный запах. Объект был обозначен на картографических изображениях разведки США 1987 года. Этот небольшой клочок земли был заражен радиоактивным ураном с низким уровнем активности в результате уничтожения советских орудийных зарядов.

Место в течение определённого времени было расширено, поверхность, считавшуюся опасной, засыпали грунтом и гравием. Ушло 8 месяцев, чтобы очистить это пространство и привести его в надлежащее состояние. Однако военные, говорили, что чувствовали себя там «как в аквариуме». В зависимости от сезона военный городок то обдавало пыльными гармселями, то затапливало ливнями, а снизу он подвергался облучению.

Фото: Tony Harris

 

Ветеранов К-2 поверг в изумление тот факт, что Пентагон узнал о радиационном облучении зоны Карши-Ханабад только в октябре 2001 года. Когда узбекские рабочие, участвовавшие в подготовке базы для военных США, стали заболевать один за другим, Центральное командование США провело свою проверку и отметило, что «загрязнение почвы, где расположен аэродром, создаёт угрозу для здоровья размещённых там военнослужащих США».

В другом документе саркастически отмечено, что «назвать это место свалкой было бы оскорбительно по отношению к другим свалкам». Однако, после расчистки места от многочисленных гнезд ядовитых змей, база превратилась в многолюдную военно-гуманитарную точку.

По словам капитана в запасе Кена Ричардса, мобилизованного на К-2 в 2002 году, а в 2009 году, заболевшего раком почки, в то время, для оперативного ответа США на события 11 сентября, в распоряжении США были и другие хорошие возможности. Одним из преимуществ территории, предоставляемой узбекской стороной была её безопасность.

Также, в расследовании McClatchy говорится о судьбе старшего сержанта Джеффри Скиннера, заболевшего раком и скоропостижно скончавшегося, не успев собрать необходимые документы для лечения. Он запросил архивные документы в Министерстве обороны, чтобы получить медицинские льготы при лечении в Министерстве по делам ветеранов, и уверить их в том, что эта служба была опасной. Однако его обращения остались без ответа, и в 2017 году он умер.

Ветераны, ряды которых всё редеют, открыли в Facebook закрытую группу под названием «Радиация и токсическое облучение в Узбекистане на базе К-2 Карши-Ханабад», чтобы всегда поддерживать связь и систематизировать информацию. Сейчас в группе 4,7 тысяч человек. Активисты создали фонд «Крепость свободы», в честь названия их военной части. По данным, на базе постоянно находилось не менее 1300 военнослужащих, а в течении 2001-2005 годов по ротации прибыло от 10 100 до 15 777 военнослужащих армии США.

Заболевший раком Пол Вайнднер, выступавший впоследствии в качестве свидетеля в Конгрессе США и основавший эту группу в Facebook, в интервью с McClatchy сообщил, что некоторые военные не пожелали вступить в группу. По его словам, «он перестал ходить на похороны, потому что их стало слишком много».

Прочитавшие эти сообщения председатель комитета контроля и реформ Конгресса США Кэролин Мэлоуни и председатель подкомитета национальной безопасности Стивен Линч, потрясенные равнодушием двух министерств, в январе 2020 года начали собственные расследования, направив запрос в Министерства по делам ветеранов и Обороны о предоставлении всех конфиденциальных и не конфиденциальных документов. Но ни одно ведомство не предоставило данных.

Конгрессмены 27 февраля 2020 года организовали слушание с участием военных, служивших в Ханабаде, заболевших раком и сейчас не имеющих возможности получить соответствующую медицинскую помощь. Выступивший там старший сержант Пол Вайднер сообщил, что в 2001-2005 годах он был в Узбекистане 5 раз и провёл там, в общей сложности 22 месяца. Он заявил, что количество больных раком составляет не 61 человек, по состоянию на декабрь 2019 года у него имеется список из 400 военнослужащих. По его словам, военное руководство, зная о наличии токсичных веществ, не рекомендовало и не выдавало соответствующих защитных средств.

В марте законодатели напомнили о тяжёлом положении ветеранов, и снова направили письма в оба министерства, чтобы ускорить ответ. Наконец, в апреле на веб-сайте Министерства по делам ветеранов открылась страница с данными о К-2, и представители министерства сообщили об изучении данного вопроса. В статье, опубликованной в медицинском журнале Вооружённых сил США в 2015 году и являющейся единственным научно обоснованным источником, говорится о том, что военные, служившие на базе К-2, подвержены различным онкологическим заболеваниям в 5,6 раз больше, чем служившие в Южной Корее. В таблице заключения приведено около 20 онкологических заболеваний, среди них лейкоз, лимфогранулематоз и другие болезни, наблюдавшиеся у жертв реагента «Оранж», применяемого на войне во Вьетнаме.

Более 10 многостраничных закрытых документов Министерства обороны были впервые представлены общественности только летом 2020 года. Там впервые было признано, что действительно военнослужащие «столкнулись со средой, склонной к радиации и токсическому отравлению».

18 ноября 2020 года Конгресс организовал второе слушание с участием ответственных лиц двух министерств. На этой встрече представитель Министерства обороны утверждал, что количество военнослужащих, по последним подсчётам, составило 15 777 человек. На той неделе делегация из Узбекистана как раз находилась с визитом в США.

База К-2 не была включена в реестр территорий с неблагоприятным климатом, поэтому сотни, а возможно и тысячи военнослужащих не могли своевременно получить надлежащее медицинское обслуживание. Это один из уникальных документов, по которому как республиканцы, так и демократы, по очереди приходящие к власти в Соединённых Штатах, пришли к общему мнению. Консорциум токсического воздействия среди военнослужащих Америки, объединяющий более 20 военных организаций ветеранов, поддержал это мнение и направил совместное послание к конгрессменам и сенаторам.

В декабре, в разделы бюджета Национальной обороны США на 2021 год, строго контролирующие бюджетные расходы, был включён вопрос о проведении тщательных исследований, отмеченный в тексте указа президента Трампа. Там было добавлено только одно предложение о включении Узбекистана, наряду с Афганистаном и Ираком, в реестр государств, где отходы сжигаются на открытом воздухе.

В целом, согласно аналитической статье, опубликованной в «мозговом центре» Рэнд, конечно же, база Карши-Ханабад не была первым выбором Соединённых Штатов. Однако Узбекистан не хотел допускать присутствия военных в своём аэропорту гражданской авиации. В 2005 году узбекская сторона направила дипломатическую ноту в посольство США в Ташкенте и любезно попросила американцев в Ханабаде покинуть территорию страны в течение 180 дней. В то время Германия также пользовалась военными возможностями в Термезе, но почему-то немецкой стороне таких требований не выдвинули. Основной причиной стал тот факт, что после Андижанских событий 450 узбекистанцев, сбежавших в Кыргызстан, были вывезены в Румынию специальным рейсом, организованным США. Также Вашингтон перестал оплачивать аренду за пользование объектом.

Уже не впервые говорится о порочной традиция погребения непригодного оружия советским правительством, без учета экологических последствий. Во время второй мировой войны, на отдалённой территории, на остров «Возрождение» в Аральском море, которое теперь почти высохло, был перемещён военный биохимический полигон. В 1992 году остатки полигона были погребены, и сейчас это место является самым крупным захоронением сибирской язвы в мире.

В 1995 году Россия уклонилась от предоставления Узбекистану информации о том, какое именно биологическое и химическое оружие испытывалось и было захоронено на этом острове. После этого, Ташкент подписал соглашение с США об обеззараживании этого опасного места. По словам американских биологов, проводивших исследования в специальных костюмах, которые надевают космонавты, «вирус до сих пор живёт, а его полное обезвреживание обойдётся очень дорого». В прессе встречаются сообщения о том, что часть экспериментов с известным реагентом «Новичок» проводилась в лабораториях Нукуса.

Поделиться