Новая демократическая администрация США определилась со своей внешней политикой, если не на весь период президентства Джо Байдена, то на ближайший год. В том числе это касается России и Китая, а через них и всего региона Центральной Азии. KZ.expert рассказывает, как это коснется конкретно Казахстана и существующих сегодня в нем двух центров власти:
[adsforwp id=»420384″]Для начала несколько красноречивых цитат из выступления американского президента Джо Байдена во время его визита в Государственный департамент США, взятых нами из статьи в «Коммерсанте» (выделения сделаны KZ.expert):
«Американское лидерство должно дать ответ на новые проблемы вроде усиливающегося авторитаризма — включая растущие амбиции Китая бросить вызов США и усилия России по подрыву нашей демократии. Нам нужны ответы на новые кризисы от пандемии до изменения климата и распространения ядерного оружия, и кризисы эти могут быть разрешены только нациями, работающими сообща».
«Будучи лидером в дипломатии, мы должны также взаимодействовать с нашими противниками и конкурентами дипломатическими методами, когда это отвечает нашим интересам и укрепляет безопасность американского народа. Поэтому вчера США и Россия согласились продлить договор СНВ-III еще на пять лет, чтобы сохранить единственный договор по ядерной безопасности между нашими странами,— начал Джо Байден. — Между тем я ясно дал понять президенту Путину — в манере крайне отличной от манеры моего предшественника — что закончилось время, когда США не замечали агрессивных действий России, вмешательства в выборы, кибератак, отравлений собственных граждан. Мы не будем стесняться увеличивать давление на Россию, защищая наши ценности и наш народ».
«Мы дадим отпор экономическим злодеяниям Китая, его поползновениям на права человека, интеллектуальную собственность и систему глобального управления. Но мы готовы работать с Пекином тогда, когда это отвечает американским интересам».
Напомним также, что мы уже писали на тему взаимоотношений Казахстана с США после победы на президентских выборах демократа Джо Байдена. Приведем несколько цитат из нашей публикации «Чем важна Библиотеке победа Байдена?»:
«Теперь же, когда победа Демократической партии и ее кандидата на президентских выборах 2020 года уже окончательно свершившийся факт, в Библиотеке наверняка вздохнули с облегчением. Однако проблема Нурсултана Назарбаева и его нынешнего окружения состоит в том, что как он сам, так и Казахстан не являются такими уж ценными партнерами для верхушки той же Демпартии.
Если вдруг у США возникнет политическая необходимость превратить территорию, лежащую между Россией и Китаем, в пространство, которое начнет разделять эти два государства или хотя бы превратится в их головную боль, то Белый дом (и не важно, кто занимает кресло президента) спокойно пойдет даже на самые жесткие и неожиданные шаги. Например, ввести санкции против обитателей Акорды и Библиотеки или начать арестовывать их имущество по всему миру, поскольку все крупные теневые операции по разграблению государственных активов осуществлялись в долларах США».
Так вот, судя по выступлению Джо Байдена в Госдепе, в скором времени Казахстан окажется под прессингом американских властей. Просто потому, что географически расположен между двумя главными геополитическими противниками США — Китаем и Россией, и в этом качестве из территории, которая соединяет их, вполне может превратиться в барьер между ними. При соответствующих усилиях заинтересованных в этом государств.
По оценке KZ.expert, давление на казахстанские власти, в первую очередь на Акорду, сначала будет дипломатическим. Мы прогнозируем увеличение активности по всем направлениям – в частоте контактов между Министерством иностранных дел РК и посольством США в Нур-Султане, в организации взаимных визитов высокопоставленных дипломатов и государственных деятелей, в усилении внимания к Казахстану со стороны американской прессы и экспертных структур.
Через определенное время, скажем, через полгода-год, когда станет понятно, что особого толку от дипломатического давления, уговоров и убеждений нет, Государственный департамент США начнет действовать более жестко. Этот этап скорее всего начнется с приглашения Касым-Жомарта Токаева совершить визит в Вашингтон для переговоров с высокопоставленными американскими государственными деятелями и встречи с Джо Байденом. А поскольку президент РК связан по рукам и ногам тесными контактами Казахстана с Россией во всех сферах, договориться им точно не удастся.
И вот тогда в Белом доме и начнут искать инструменты воздействия на казахстанские власти, в том числе не только военно-политического и экономического, но и санкционного характера. Благо что поводов для этого предостаточно: достаточно реанимировать «Казахгейт» или начать новые расследования в отношении первого президента РК и его ближайших соратников и родственников, которые все, как на подбор, долларовые миллиардеры или мультимиллионеры.
Мы не сомневаемся, что эти риски прекрасно осознаются в Библиотеке и Акорде. Но в условиях обострения геополитического противостояния они мало что могут с этим сделать. Поэтому, скорее всего, елбасы и его окружение выберут тактику «и нашим и вашим» и попробуют проскочить между Сциллой и Харибдой. А если это не удастся, то постараются, чтобы санкции США ударили по Казахстану и его экономическим и торговым интересам, но обошли частные капиталы и интересы как самого Нурсултана Назарбаева, так и обозначенных им людей.
Сделать это будет достаточно сложно, но вполне возможно. Тем более что соответствующий опыт и кое-какие контакты с определенными влиятельными группами внутри Демократической партии у Акорды имеются. Достаточно вспомнить, насколько успешно отстаивали казахстанские власти свои интересы по кейсу национальной компании «Казатомпром» и в период, когда государственным секретарем США была Хиллари Клинтон.
К сожалению, никто так и не проанализировал и не прокомментировал для всеобщего сведения большой блок электронных писем, несколько лет назад выставленных в Интернете под общим названием Kazaword и раскрывающих то, как действовали казахстанские лоббисты в Вашингтоне. Между тем, очень похоже, что те же самые люди будут снова призваны на службу интересам главного казахстанского клана, разве что теперь расходы по этой линии будут исчисляться не миллионами долларов, как раньше, а десятками миллионов долларов в год.