Гражданский альянс SUN Кыргызстан, состоящий из 52 НКО, призывает президента Кыргызстана, депутатов ЖК и премьер-министра объединить усилия, в условиях пандемии COVID-19, в решении проблем нарушения питания и продовольственной безопасности. Об этом говорится в обращении НКО.
Альянс отмечает что, основными причинами тяжелых последствий пандемии в странах с ограниченными ресурсами являются проблемы в системе здравоохранения, продовольственной безопасности и высокая распространенность нарушений питания среди населения. Очевидно, что недостаточность питания и ожирение могут стать наиболее серьезной проблемой здравоохранения, являясь, прямо или косвенно, причиной смерти от COVID-19. Доступность продовольствия и поддержание адекватного пищевого статуса являются важнейшими факторами, определяющими выживание людей в условиях пандемии и после нее.
На сегодня, количество зараженных коронавирусной инфекцией в мире превысило 106 млн. человек, умерло – более 2 млн. 326 тыс. В Кыргызской Республике заразились 85 071 человек, умерло 1426 человек. COVID-19 оказывает многочисленные краткосрочные и долгосрочные последствия для населения. Уязвимая часть населения с низким и ниже среднего уровнем дохода страдает в большей степени.
Эксперты напомнили, что в Кыргызстана питание детей и взрослых характеризуется недостаточным употреблением белков и жиров. Недостаточное употребление белков и жиров больше выражено среди самой бедной части населения (1 и 2 квинтили благосостояния). Недостаток белков и жиров в рационе питания данной категории населения составляет 35%, жиров – 27% и энергии – 7% от минимальной нормы потребления.
Большинство жителей КР (74% всего населения, 76.7% мужчин и 71.1% женщин) употребляют меньше 5 порций овощей и фруктов в день при рекомендуемых 5-9 порций (в среднем не менее 400 г/с).
Фактическое питание детей в возрасте от 1 до 17 лет характеризуется дефицитом энергетической ценности пищи, белков и жиров. Наиболее выраженный дефицит энергетической ценности пищи, содержания белков и жиров имеет место в суточном рационе детей в возрасте 1-3 года. При этом дефицит энергетической ценности пищи составляет 1/5 (18,7-19,3 процента), дефицит белков — 1/3 (37,6-39,7 процента) и дефицит жиров — 1/3 (33,3-40,9 процентов) от минимальной нормы потребления продуктов питания. Таким образом, практически половина населения Кыргызской Республики является уязвимой к негативным последствиям COVID-19 и после пандемии.
Гражданский альянс SUN Кыргызстан, отмечает, что в законодательстве имеются пробелы в нормативных и программных документах в урегулировании права каждого жителя на адекватное питание и продовольственную безопасность своей семьи:
• в законодательстве Кыргызской Республики не закреплено понятие «Право на питание», соответственно отсутствуют понятия «Защиты права на питание» и «Реализации права на питание», не регламентированы механизмы реализации права на «Здоровое, адекватное питание населения»;
• нет единых принципов регулирования правоотношений в сфере законодательства о питании;
• не четко прописана государственная политика по полноценному питанию;
• законодательно не описаны основные требования к изъятию и уничтожению некачественных и опасных пищевых продуктов;
• отсутствует законодательное регулирование индексирования денежных норм на питание в учреждениях социальной сферы с учетом инфляции;
• координацию в области питания и продовольственной безопасности осуществляет Совет по продовольственной безопасности и питания при Правительстве Кыргызской Республики, который является совещательным органом, объединяющим только органы исполнительной власти. Другие участники, работающие в сфере питания: представители бизнеса и науки, гражданское сообщество, партнеры по развитию и доноры, которые могут внести ощутимый вклад в обеспечение продовольственной безопасности и ликвидации нарушений питания, не вовлечены в координацию.
Учитывая эти основные проблемы, Гражданский альянс SUN Кыргызстан подтверждает свою приверженность содействовать:
• совершенствованию законодательной и нормативной базы для обеспечения право каждого жителя на адекватное питание, включая права матери и ребенка на грудное вскармливание;
• консолидации усилий всех участников по обеспечению продовольственной безопасности в целях защиты и поощрения права на здоровье и питание и снижения уязвимости населения тяжелым последствиям COVID-19;
• созданию механизмов скоординированного руководства, надзора и мониторинга реализации мероприятий (наличие продовольствия, здравоохранение, вода, санитария и гигиена, образование и социальная защита), направленных на предупреждение нарушений питания, особенно среди наиболее уязвимой части населения;
• разработке и утверждению программы/стратегии реагирования и готовности к чрезвычайным ситуациям (природные, климатические, пандемии, конфликты и др.), где четко должны быть обозначены роли и ответственности всех участников Многосторонней платформы по продовольственной безопасности и питания;
• созданию электронной системы, где информация о продовольственной безопасности и питания представлена в простой и понятной форме и легкодоступна для всех заинтересованных сторон;
• обеспечению доступа населения к обогащенным (мука и соль), безопасным, питательным продуктам, особенно для маленьких детей, беременных и кормящих женщин;
• регулярному информированию населения о важности здорового питания в профилактике тяжелых последствий неинфекционных и инфекционных заболеваний, в том числе COVID-19.