Директор департамента платежного баланса Национального банка Азат Ускенбаев рассказал о сравнительных параметрах внешнего долга Казахстана.
Внешний долг Казахстана по состоянию на 1 октября 2020 года составил $160,9 млрд, или 90,7% к ВВП. Указанный объем не подлежит выплате за счет средств бюджета или населения, так как около 80% внешнего долга приходится на обязательства частных организаций, по которым ни государство, ни рядовые граждане не отвечают. Об этом пишет Forbes.kz.
Государственный внешний долг составляет лишь 8,2% от странового долга или $13,2 млрд, а внешний долг квазигосударственного сектора – 12,5% или $20,1 млрд, составив в совокупности 18,8% к ВВП, что согласно международной практике относится к безопасному уровню.
На 1 октября 2020 прямые и условные внешние обязательства Казахстана составили $33,3 млрд, сократившись за последние 3 года на $6,2 млрд или 15,7% за счет досрочного погашения и реструктуризации внешнего долга организаций квазигосударственного сектора.
Исторически государственный сектор Казахстана является нетто-кредитором по отношению к остальному миру (на 1 октября 2020 внешние активы превышали внешние обязательства на $43,0 млрд или в 4,3 раза), т.е. остальной мир должен нам больше, чем мы ему.
Наибольшую часть в структуре внешнего долга страны занимает межфирменная задолженность частного сектора ($101,3 млрд или 62,9%), большую часть которой составляют три крупных проекта с иностранным участием – Кашаган, ТШО и Карачанак. Для реализации подобных проектов иностранные инвесторы финансируют компании своей группы, зарегистрированные в Казахстане. По международной методологии такие инвестиции также считаются внешним долгом страны.
В международной практике принято исключать межфирменную задолженность при анализе параметров внешнего долга, так как она считается наименее рисковой. Ведь аффилированные кредиторы заинтересованы в продолжении успешной деятельности заемщиков, и, во многом, эти обязательства являются условными.
Внешний долг Казахстана находится под постоянным мониторингом и контролем со стороны правительства и Национального банка. Так, Концепцией новой бюджетной политики и Концепцией формирования и использования средств Национального фонда установлены индикаторы, определяющие долговую устойчивость страны:
а) соотношение государственного и квазигосударственного долга (внешнего и внутреннего) – не должно превышать 60% ВВП (46,5% на 1 октября 2020);
б) соотношение внешнего долга страны — не должно превышать 100% от ВВП (90,7% на 1 октября 2020);
в) объем внешнего долга правительства и внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора – не должен превышать общий размер валютных активов Национального фонда (59,1% на 1 октября 2020).
Соблюдение данных показателей обеспечивается ежегодным установлением Министерством финансов (для государственного долга) и специальной межведомственной комиссией (для квазигосударственного долга) допустимых объемов и лимитов внешнего заимствования.
Следует помнить, что внешний долг – это не обязательно нагрузка на экономику и население страны. Внешняя задолженность при наличии возможностей рационально погашать ее служит дополнительным источником инвестиций.
Привлечение внешнего финансирования обеспечивает приток новых технологий, создает новые рабочие места, обеспечивает поступление прямых налогов, способствует интеграции в мировые производственные цепочки и расширению рынков сбыта.