Жители Объединенных Арабских Эмиратов празднуют успешный вывод на орбиту Марса космической станции «Аль-Амаль» («Хоуп») — первую межпланетную миссию в истории страны и всего ближневосточного региона. Об этом пишет Би-би-си.
ОАЭ стали лишь пятым членом элитарного клуба стран, изучающих и осваивающих Красную планету. Притом что запуск первого арабского спутника состоялся лишь чуть более 10 лет назад — в июле 2009 г.
На сегодняшний день успешные запуски к Марсу, кроме США и СССР (позже — России), проводили лишь Индия и Европейский союз.
Войти в список ранних колонизаторов Марса намеревались также Япония (в 1998 г.) и Китай (в 2011 г.) — но обе эти попытки окончились неудачей.
Впрочем, Китай может все же присоединиться к списку в самое ближайшее время. Межпланетная станция «Тяньвэнь-1» должна выйти на марсианскую орбиту уже на этой неделе, а спуск марсохода намечен на 23 апреля.
Посадка арабского аппарата, сравнимого по размеру с небольшим внедорожником, не предусмотрена. Он останется на орбите и будет проводить свои наблюдения оттуда, изучая марсианскую атмосферу при помощи трех установленных на его борту инструментов.
Перед миссией поставлено несколько научных задач, одна из которых — поиски кислорода и водорода, из которых, возможно, когда-то состояли пересохшие марсианские водоемы.
Планируется, что станция проведет на орбите не меньше года, который на Марсе длится около 687 земных дней.
Полчаса «Надежды»
«Аль-Амаль», название которого переводится с арабского как «Надежда», добирался до Марса больше шести месяцев. Запуск орбитального аппарата состоялся в ночь на 20 июля прошлого года с космодрома Танэгасима в Японии.
Самый сложный этап, определяющий успех всей миссии, — выход на орбиту — был запланирован на вторник, 9 февраля.
«Нас ждут 30 минут беспросветного мрака, — объяснял полный тревожного ожидания голос за кадром видеоролика, подготовленного накануне Космическим агентством ОАЭ. — Связи нет. Контроль невозможен. Второго шанса не будет. Есть только вера. Следующие 30 минут решат судьбу всего арабского мира».
Дело в том, что любой сигнал, отправленный межпланетной станцией с марсианской орбиты, достигает центра управления полетами на Земле лишь через 10 минут. Еще столько же уходит на то, чтобы ответный сигнал инженеров дошел обратно.
Так что аппарат фактически работает в режиме автопилота, выполняя команды, отосланные 10 минут назад. Если в последний момент что-то вдруг пойдет не так, скорректировать траекторию будет уже физически невозможно.
Насчет «судьбы арабского мира» авторы видео, возможно, слегка переборщили с драматизмом — но в долгосрочной перспективе ставки в межпланетной гонке действительно могут обернуться для стран-участниц выигрышем поистине космических масштабов.
Речь не только об умозрительных «дивидендах» от возможного освоения космоса в будущем. В случае с «Аль-Амаль» выигрыш может оказаться куда более скорым реальным и (тут просто напрашивается каламбур) приземленным.
Разработчики миссии называют космическую программу Арабских Эмиратов наглядным свидетельством огромных изменений, произошедших на Ближнем Востоке в последние десятилетия.
Так что успех запуска, за которым затаив дыхание наблюдал весь арабский мир, может оказать важнейшую роль в том, как дальше будут развиваться события в этом «когда-то весьма нестабильном регионе».
Чтобы понять, о чем идеть речь, достаточно взглянуть на фотографии людей, благодаря которым ОАЭ вошли в пятерку ведущих космических держав. Например, научную составляющую арабского проекта курировали 11 сотрудников космического агентства: восемь женщин и трое мужчин.
И на этом фоне название аппарата «Аль-Амаль» — «Надежда» — приобретает новые смыслы.