Решение о строительстве атомной электростанции в Казахстане еще не принято. Сейчас изучаются реакторные технологии США, Южной Кореи, Франции, Китая и России. Об этом говорится в ответе Министерства энергетики на запрос zakon.kz.
Сообщается, что ежегодно Минэнерго проводит мониторинг баланса электрической мощности на среднесрочный и долгосрочный периоды. Прогнозный баланс на долгосрочный период показывает дефицит мощности. Поэтому Минэнерго рассматривает варианты ввода базовой и маневренной генерации электроэнергии с использованием различных источников энергии.
Учитывая ежегодный рост потребления и ужесточения экологических требований, АЭС выступает одним из альтернативных источников покрытия базовых нагрузок. Министерством изучаются реакторные технологии ведущих мировых производителей, таких как США, Южная Корея, Франция, Китай, Россия и т.д. Однако в настоящее время решение по строительству АЭС в Казахстане не принято, — говорится в сообщении.
В ведомстве добавили, что при принятии решения о строительстве АЭС будет учитываться мнение населения, о котором также заявил Президент Касым-Жомарт Токаев.
В независимом Казахстане строительство атомной электростанции обсуждают не первый год. Впервые идею о ее строительстве высказали в 1997-м. Тогда сообщалось, что АЭС построят в поселке Улкен в Алматинской области. Но тогда окончательного решения не приняли.
Во второй раз про АЭС заговорили в середине 2000-х. Место размещения определили в Актау, но тоже не смогли принять решение. В 2016 году стало известно, что в стране не будут строить АЭС по крайней мере в течение семи лет из-за избытка электроэнергии.
В 2019 году президент России Владимир Путин предложил Касым-Жомарту Токаеву построить АЭС по российским технологиям. На следующий день в Минэнерго сказали, что предварительным местом строительства определен поселок Улкен. Новость вызвала резонанс. И тогда Токаев пообещал, что «без учета мнения населения решение о строительстве АЭС принято не будет».
10 февраля 2021 года посол России в Казахстане Алексей Бородавкин заявил, что госкорпорация «Росатом» готова взяться за строительство атомной электростанции в Казахстане.
«Россия пытается монополизировать рынок Центральной Азии в сфере производства атомной энергии лоббируя интересы «Росатом», ранее заявил эксперт Досым Сатпаев.
«Это уже удалось сделать в Узбекистане, где строительство атомной электростанции может начаться в 2022 году. И «Росатом» там выступает главным подрядчиком проекта.
Теперь россияне ведут обработку Казахстана ставя перед собой в том числе геополитические цели, так как появление российской АЭС в Казахстане на долгие годы привяжет атомную сферу нашей страны к России, с точки зрения подготовки специалистов, ремонта и обслуживания атомной станции.
Сомнительная будет привязанность, если учесть что после отравления Навального и его ареста, Россия еще больше загоняет себя в яму новых санкций закрепляя за собой роль технологического изгоя. При этом не ясно в какую сумму выльется весь этот проект. В том же Узбекистане предварительная стоимость проекта оценивается в $11 миллиардов долларов и финансировать его хотят за счет собственных средств Узбекистана и государственного кредита России.
Но самое главное до сих пор нет внятных объяснений и конкретных расчётов казахстанских властей по поводу экологической безопасности, экономической целесообразности и долгосрочных выгод от реализации этого проекта в стране. И если эту целесообразность власть может быть и не ставит под сомнение, то почему мы видим информационную активность только со стороны России, как будто внутри Казахстана она активно ищет своих лоббистов.
При этом не понятно ведёт ли сейчас республика переговоры с другими странами и компнаниями касательно строительства АЭС и на каких условиях? Но самое главное во внешней политике любого государства это самоуважение.
Так и не услышав никаких официальных извинений со стороны российских властей (кроме успокаивающих заявлений посла России в РК сделанных почти спустя 2 месяца) по поводу провокационных высказываний о территориальных претензиях к Казахстану со стороны ее депутатов, представляющих кстати правящую партию России, а также в связи с наличием постоянных искусственных препон для разных казахстанских компаний на российском рынке в рамках ЕАЭС, любое намерение наших властей еще больше открывать казахстанский рынок для российских компаний, которых Кремль также рассматривает как часть своих геополитических игр, будет выглядеть как будто плевок в лицо мы и не заметили», пишет Сатпаев.