На основе анализа текущих запасов нефтепродуктов, имеющихся на территории республики, и актуальных отпускных цен российских НПЗ Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана прогнозирует возможность повышения цен на ГСМ в республике в среднем на 9-10% от текущих цен к марту 2021 года.
При этом компании-нефтетрейдеры намерены продолжить политику сглаживания роста цен и недопущения резких изменений на топливном рынке, заявляет Ассоциация.
Согласно имеющейся информации в течение января-февраля 2021 года в Кыргызскую Республику осуществлялись отгрузки со следующих российских НПЗ: Омский НПЗ, Орский НПЗ, Ангарский НПЗ и Башнефть.
Так, с начала года отпускные цены НПЗ РФ выросли по бензиновой группе на 100$ — 140$ (на 7 – 9,8 сомов/л.) и по дизельному топливу на 40$ — 60$ (на 3,20 – 4,80 сомов/л.):
- В январе 2021 г. выросли на 50$ — 70$ (на 3,50 – 4,90 сомов/л.) по бензиновой группе и по дизельному топливу — на 20$ — 30$ (на 1,60 – 2,40 сомов/л.);
- В феврале 2021 г. выросли еще на 50$ — 70$ (на 3,50 – 4,90 сомов/л.) по бензиновой группе и по дизельному топливу — на 20$ — 30$ (на 1,60 – 2,40 сомов/л.).
Рост российских отпускных цен НПЗ обусловлен следующими факторами:
- Рост мировых цен на нефть. Международный Валютный Фонд спрогнозировал рост цен на нефть на 20% в 2021 году ввиду восстановления мировой экономики.
- Значительное снижению объемов нефтепереработки российских НПЗ в 2020 году. Согласно данным международного независимого агентства Argus объем нефтепереработки на российских заводах в 2020 году уменьшился на фоне пандемии и сокращения маржинальности до уровня 2011 года.
- Ожидание НПЗ роста спроса на нефтепродукты в преддверие начала весенне-полевых работ.
На 15 февраля 2021 года средние цены на популярные виды топлив составляют: АИ-92 — 38,1 сомов/л., на дизельное топливо — 37,7 сомов/л.
По данным независимого рейтинга GlobalPetrolPrices.com на 8 февраля Кыргызстан находится на 12-м месте по стоимости бензина среди 181 страны, учтенных в рейтинге.
Ассоциация нефтетрейдеров отмечает, что Кыргызстан занимает первое место по дешевизне топлива среди импортозависимых стран мира. Все другие страны в первой двадцатке рейтинга являются производителями и экспортерами нефти. К примеру, это Венесуэла, Саудовская Аравия, Туркменистан, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, Казахстан, Нигерия и другие страны. При этом средняя стоимость бензина в мире составляла 1,07 доллара США за литр на 8 февраля.
Кроме того, с момента образования ЕАЭС Кыргызская Республика находится на втором месте по дешевизне моторных топлив среди стран-участниц союза. Ниже только в Казахстане, где имеется собственная нефтедобыча, а цены на ГСМ для внутреннего казахстанского рынка субсидируются из госбюджета.
Ассоциация нефтетрейдеров считает данный факт важным достижением Кыргызской Республики, так как более 97% потребности в ГСМ республики покрывает импорт нефтепродуктов, а девальвация национальной валюты по отношению к доллару США в течение 2020 года была самой высокой на территории стран СНГ и превысила 21%.
Девальвация курсов валют в странах СНГ (в %):
Армения – 4%
Узбекистан – 9%
Беларусь – 9%
Казахстан – 11%
Россия – 12%
Украина – 15%
Кыргызстан – 21%
В феврале 2021 года цена на дизельное топливо в Кыргызстане практически сравнялась с ценой на аналогичный вид топлива в Казахстане.
Текущие цены на ГСМ в Кыргызстане значительно ниже, чем в Российской Федерации, откуда осуществляются поставки нефтепродуктов в республику, — средняя разница в стоимостях по бензинам составляет 13,8 сомов/л., по дизельному топливу – 16,9 сомов/л. Местные цены на топливо ниже, чем на территории страны-поставщика несмотря на расходы на железнодорожную транспортировку по территории двух стран.
«Это стало возможным благодаря беспошлинным поставкам нефтепродуктов в Кыргызскую Республику, разницу в системах налогооблажения и социально-ориентированной политике ценообразования нефтетрейдеров Кыргызской Республики, при которой маржинальность компаний-нефтерейдеров не превышает 1-2%.
Средняя цена по бензиновой группе в Кыргызской Республике ниже средних цен в Белоруссии, Армении, Таджикистане и Узбекистане более чем на 20 сомов/л., по дизельному топливу – ниже на 22 сомов/л» пишет Ассоциация нефтетрейдеров.
Стоит отметить, что в Кыргызстане самые низкие зарплаты по сравнению с данными других стран ЕАЭС.