Узбекские власти настроены «зачистить» внутриэлитное поле и, видимо, также готовы жестко подавлять народные бунты. Вот только непонятно, как это будет согласовываться с формирующимся имиджем открытой страны, в том числе для инвестиций, проводящей «либеральные» реформы. Об этом говорится в статье platon.asia «Социальный кризис в Узбекистане»:
На днях узбекские парламентарии начали рассматривать законопроект о введении уголовной ответственности за активное неповиновение требованиям властей, подстрекательство к беспорядкам и насилию над гражданами. В законопроекте также есть пункты об уголовной ответственности владельцев веб-сайтов и блогеров за призывы к массовым беспорядкам, насилию над гражданами, проведению митингов с нарушением порядка проведения митингов и демонстраций; распространение ложной информации, угрожающей общественному порядку и безопасности и так далее из этой же оперы. Представляется, что узбекские власти пошли на этот шаг, опасаясь массовых протестов на волне развивающегося в Узбекистане социального кризиса. Сегодня в простом узбекском обществе из-за последствий пандемии, злоупотреблений правящей элиты сложилась тяжелая социальная ситуация, усугубляемая масштабной коррупцией.
Коронакризис, внутренняя борьба за «жирные» должности ударили по доходам узбекской элиты. В результате они ринулись нещадно выкачивать средств из «своих» предприятий, а люди, родственники властной элиты также активно занимаются освоением-присвоением госсредств. Причем все это происходит в том числе за счет усилившейся эксплуатации простых людей, без соответствующего роста зарплат. К примеру, в прошлом году жителей Узбекистана обязали купить 3,5 млн новых газовых «умных» счетчиков на сумму 600 млн долларов, качество которых под вопросом, поскольку несколько из них взорвались во время эксплуатации. И на этот «проект», по указанию Мирзиёева, выделены деньги из Фонда реконструкции и развития. Разные источники пишут, что «главная» узбекская семья отжала «все лакомые кусочки бизнеса» в стране, а ««шестерки» и «карманные бизнесмены» обоих зятьков стали часто сталкиваться между собой».
В этой связи правильно отмечает в Фейсбуке узбекский экономист Юлий Юсупов:
На шее узбекской экономики висят сотни, тысячи искусственных монополий и коррупционных кормушек.
Кстати, непонятно, каким образом А. Усманов и Ко смогут открыто разворачивать свою деятельность в Узбекистане, если Запад, по рекомендации А. Навального, наложит санкции на Алишера Бурхановича. В таком случае ведь у Узбекистана могут возникнуть серьезные экономические проблемы. Правда, все крупные бизнес проекты у себя на родине Усманов проводит не напрямую, а через свои компании – с помощью в основном SFI Management Group.
Отдельно напомним, что из-за пандемии коронавируса сотни тысяч узбеков потеряли работу в России, многие из них вернулись на родину, создавая нагрузку на социально-экономическую сферу. Даже по официальным данным на конец прошлого года, в Узбекистане из 19 миллионов трудоспособных полностью безработными являлись 2,2 миллиона человек. Неполностью занятых в Узбекистане сейчас около 5 миллионов, а в теневой экономике работают 8 миллионов человек. Примечательно, что в конце января на совещании по вопросам занятости молодежи Ш. Мирзиёев сообщил, что безработица среди молодежи равна 17%. Эта проблема очень серьезная, учитывая большое наличие многодетных узбекских семей.
Россия заинтересована в привлечении узбекских трудовых мигрантов на свои стройки, сельхозработы и др. В частности, в конце 2020 года в Узбекистан прибыла большая группа специалистов компаний ПЭК и «Техагро» для набора узбекских сотрудников на работу в России. Всего в делегации было 30 работодателей из рекрутинговых агентств в России, прошедших контроль агентства по внешней трудовой миграции при министерстве занятости и трудовых отношений Узбекистана.
Всем известно, что в России сейчас очень большой спрос на «дешевую» рабочую силу. Многие отрасли там попросту «зависли» без трудовых мигрантов из ЦА. Не случайно, согласно распоряжения В. Путина, российское правительство до 1 марта текущего года должно создать условия для упрощенного привлечения трудовых мигрантов на стройки России.
Вместе с тем, чтобы попасть в составляемые государством списки кандидатов на работу в России, нужно дать взятку (около 500 долларов) ответственным чиновникам. К тому же необходимо пройти довольно сложную процедуру регистрации в России. Кроме того, в России действует карантин, по которому порядок привоза иностранцев на работу согласовывается органами исполнительной власти с ФСБ. Тем самым работу в России реально получит лишь небольшая часть от нуждающихся.
Полагаем, что социальные проблемы подвигли Ташкент на внеочередное проведение президентских выборов в октябре текущего года. Вообще, на наш взгляд, есть три основные причины проведения внеочередных президентских выборов (Мирзиёева) Узбекистана:
- узбекская правящая элита испугалась событий в России и решила не тянуть с выборами и провести их скорее;
- они, зная об общем недовольстве населения и усилении социально-экономических проблем, просто решили перенести выборы;
- мина под конституционно установленный срок полномочий, чтобы через 5 лет пойти на третий срок, обнулив первый срок аргументом, что первый срок не составил конституцией предусмотренные полные 5 лет.
Между прочим, один из факторов переноса президентских выборов в РУз с декабря на октябрь этого года – это то, что в этот месяц обычно тепло и у избирателей будет меньше социально-экономических проблем по причине перебоев с поставками электроэнергии и газа.
Понятное дело, что в случае продолжения коронакризиса на волне безработицы социальная ситуация в Узбекистане будет только ухудшаться, что может привести к массовым протестам населения.
Однако узбекские власти готовятся к этому. Как известно, Шавкат Мирзиёев поручил Службе государственной безопасности (СГБ) задачу «системно изучить и координировать социальные проблемы молодежи». То есть СГБ будет работать над профилактикой и предупреждением социально-политической протестности, поскольку из-за коронакризиса в среде молодежи расширилась безработица, в том числе после потери работы в России. В этом же смысле следует понимать инициативу Мирзиёева по внедрению в руководство махаллинских комитетов профессиональных менеджеров и экономистов, способных трудоустроить местное население.
Впрочем, главная цель этих нововведений – это, скорее всего, цементирование власти Мирзиёева и Усманова в стране посредством преданных и лояльных им кадров. Нечто вроде казахстанского президентского кадрового призыва-резерва. По-иному говоря, Ш. Мирзиёев готовится к тому, чтобы установить в стране полную гегемонию своей власти, когда будут устранены все ключевые риски для нее.
Во многом поэтому Шавкат Мирзияев «поручил генеральному прокурору поставить диагноз по охвату коррупции во всех регионах страны». Как видим, узбекские власти настроены «зачистить» внутриэлитное поле и, видимо, также готовы жестко подавлять народные бунты. Вот только непонятно, как это будет согласовываться с формирующимся имиджем открытой страны, в том числе для инвестиций, проводящей «либеральные» реформы…