Human Rights Watch направила письмо Садыру Жапарову, где обозначила неотложные проблемы прав человека в КР

Автор -
281

Международная неправительственная организация Human Rights Watch направила официальное письмо президенту Кыргызстана Садыру Жапарову, в котором описывает ряд проблем с правами человека в стране. Ниже текст:

Уважаемый господин Президент!

От имени Human Rights Watch свидетельствую Вам свое уважение и, пользуясь случаем, на старте Вашего президентства разрешите обозначить ряд неотложных проблем прав человека в Кыргызстане, которые, как мы считаем, заслуживают Вашего внимания.

Как Вам, возможно, известно, Human Rights Watch — это международная неправительственная организация, работающая более чем в 90 странах мира. Исследованиями и правозащитным эдвокаси в Кыргызстане мы занимаемся уже больше 20 лет. На протяжении всего этого времени мы неизменно прилагаем усилия к тому, чтобы выстраивать с властями конструктивный диалог по широкому кругу вопросов прав человека и верховенства закона, в том числе, в таких областях, как свобода выражения мнений, стандарты справедливого судебного разбирательства, предупреждение пыток и семейное насилие.

Мы обратили внимание на то, что во время избирательной кампании Вы 23 декабря 2020 г. поддержали «Договор о правах и свободах», в котором кандидаты заявили о приверженности свободе слова, демократии, верховенству закона и правам человека в Кыргызстане. В инаугурационной речи Вы заявили, что мечтаете о том, чтобы Кыргызстан стал экономически развитой, динамичной, сильной и свободной страной, где соблюдаются права человека, установлено верховенство закона, а молодежь с оптимизмом смотрит в будущее. В свете заявленной Вами приверженности обеспечению защиты прав человека и в духе конструктивного диалога хотели бы предложить Вашему вниманию наши рекомендации относительно конкретных шагов, которые Правительство Кыргызстана могло бы предпринять для улучшения ситуации с правами человека.

Рассчитываем на то, что Вы воспользуетесь свои полномочиями для обеспечения прогресса по приведенным ниже ключевым направлениям, как предусмотрено международными договорами о правах человека, к которым Кыргызстан добровольно присоединился.

Возвращение к верховенству закона в политических процессах

После спорных парламентских выборов октября 2020 г. Кыргызстан вступил в период политической неопределенности, который сопровождался отставкой президента Сооронбая Жээнбекова, попытками спешно провести масштабные конституционные поправки через существовавший на тот момент состав парламента и формированием временного правительства, которое сложило свои полномочия после досрочных президентских выборов. Критически важно, чтобы Ваше правительство безотлагательно обозначило свою приверженность обеспечению верховенства закона в политических процессах.

В частности, действующий состав парламента должен воздерживаться от рассмотрения и принятия таких крупных законодательных инициатив, как конституционная реформа. В качестве переходного органа он должен сосредоточиться на текущих задачах государственного управления в рамках действующего законодательства  до волеизъявления граждан в ходе свободных и справедливых выборов. Соответственно, настоятельно призываем Вас обеспечить оперативное проведение новых парламентских выборов в интересах скорейшего возвращения к верховенству закона в политических процессах в Кыргызстане. Мы также призываем Ваше правительство обеспечить, чтобы конституционная реформа была организована в соответствии со стандартами, прописанными в Конституции страны, и чтобы любые предлагаемые поправки не противоречили ратифицированным Кыргызстаном международным договорам о правах человека.

Устранение недочетов выборов

По предварительной оценке Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, «фундаментальные свободы были в целом соблюдены», однако имел место ряд серьезных проблемных аспектов. Миссия по наблюдению за выборами пришла к выводу, что «преобладание в избирательной кампании лишь Вашей кандидатуры привело к образованию неравных условий борьбы». В предварительном докладе отмечается, что все аффилированные с государством телерадиовещательные компании и каналы по большей части продвигали президентскую систему как единственное жизнеспособное решение для Кыргызстана на референдуме о форме правления. Это ограничивало способность граждан сделать информированный выбор. За время, прошедшее с последних выборов, избирательное законодательство было существенно улучшено в части регистрации избирателей и предотвращения подтасовок, однако по-прежнему имели место заявления о широком использовании административного ресурса и принуждении работников бюджетной сферы и студентов к участию в митингах.

Кыргызстан должен обозначить свою приверженность устранению этих недочетов совместно с БДИПЧ ОБСЕ и выполнить рекомендацию последнего о пересмотре определенных нормативных положений, тем более с учетом других выборов и референдума, которые запланированы в текущем году.

Covid-19: охрана здоровья населения и обеспечение устойчивой защиты уязвимым группам

Пандемия Covid-19 привела к возникновению острых вызовов для прав человека во всем мире, и Кыргызстан не стал исключением в этом вопросе. В 2020 г. время от времени это приводило к необоснованным запретам на мирные собрания и угрозам уголовных санкций или расследований за распространение «ложной информации» о коронавирусе в отношении врачей и других, ставивших под вопрос, принимавшиеся правительством Кыргызстана, меры реагирования.

Настоятельно призываем Ваше правительство продолжать уделять приоритетное внимание правам человека в контексте реагирования на пандемию, например в обеспечении того, чтобы услуги здравоохранения были доступны для всех, а меры по защите населения были соразмерными и недискриминационными. Необходимо защитить маргинализованные группы, в том числе пожилых людей, людей из групп риска по сопутствующим заболеваниям, а также лиц, лишенных свободы и находящихся в закрытых учреждениях для пожилых людей, и для детей и взрослых с инвалидностью. СМИ должны иметь возможность освещать связанные с пандемией события и доводить до общества всю информацию о распространении инфекции и принимаемых правительством мерах. Работники сферы здравоохранения должны иметь возможность рассказывать об условиях труда, не опасаясь санкций ни со стороны правоохранительных органов, ни со стороны работодателя.

В период противоэпидемических мер в 2020 г. в Кыргызстане отмечался рост числа сообщений о семейном насилии. Однако жизненно необходимые службы для переживших домашнее насилие испытывали операционные трудности, и многие женщины не могли получить доступ к убежищам и другим механизмам экстренной защиты. Настоятельно призываем Вас не допускать того, чтобы противоэпидемические меры ограничивали женщинам и девочкам, которые подвергаются семейному насилию или риску такого насилия, возможности обращения за помощью, и обеспечить поддержку правительством непрерывного функционирования служб в объеме, достаточном для удовлетворения потребности в них со стороны пострадавших.

Призываем также обеспечить всем детям и молодым людям доступ к образовательным ресурсам в период пандемии.

Ответственность за нарушения в контексте событий июня 2010 г.

За десять лет, прошедших после межэтнических столкновений на юге Кыргызстана, власти так и не смогли принять адекватных мер в связи с имевшими там место нарушениями, в особенности в отношении этнических узбеков, на которых пришлось большинство жертв и уничтоженных домов и которые в последующий после столкновений период непропорционально подвергались произвольному задержанию, недозволенному обращению и пыткам, а также вымогательству. В интервью 11 января Вы обозначили намерение преодолеть разрыв между югом и севером страны и однозначно высказались о том, что для Вас все кыргызстанцы одинаковы. В связи с этим призываем Вас признать факты несправедливости, нарушений и пыток, которым этнические узбеки несоразмерно подвергались во время и после июньских событий 2010 г., и принять меры по их исправлению. Юг Кыргызстана больше не является территорией открытого этнического конфликта, однако без решения вопроса об ответственности за прошлые нарушения обоснованные обеспокоенности относительно долгосрочной стабильности в этом регионе будут устойчиво сохраняться.

Ответственность за смерть Азимжона Аскарова

Смерть за решеткой несправедливо осужденного правозащитника Азимжона Аскарова легла темным пятном на репутацию Кыргызстана в области прав человека. К тому моменту он отбыл десять лет пожизненного срока, к которому его приговорили после несправедливого судебного процесса по политически мотивированному делу. В 2016 г. Комитет ООН по правам человека установил, что Аскаров был произвольно арестован и подвергнут пыткам и призвал освободить его. Перед смертью в июле 2020 г. здоровье Аскарова резко ухудшилось, однако тюремная администрация не обеспечила ему должного лечения.

С момента начала Государственной службой исполнения наказаний проверки обстоятельств смерти Аскарова прошло уже больше полугода, однако до сих пор не просматривается какого-либо прогресса в привлечении к ответственности виновных в несправедливом лишении его свободы, отказе в медицинской помощи и смерти. Призываем Вас организовать независимое и беспристрастное расследование несправедливого лишения Аскарова свободы, отказа ему в надлежащем лечении и смерти в заключении. Кыргызстан должен обеспечить не только ответственность по факту смерти Аскарова, но и его реабилитацию и возмещение ущерба семье.

Во время избирательной кампании Вы говорили, что судебная и пенитенциарная системы Кыргызстана нуждаются в реформировании и что Вы намерены предметно заняться этими вопросами. Настоятельно призываем Вас сделать дело Аскарова одним из приоритетов работы в данном направлении.

Подтверждение важной роли гражданского общества: гарантии свободы ассоциации и свободы собраний

Призываем Вас поддержать важность роли гражданского общества для демократического развития Кыргызстана и положить конец любым неоправданным вмешательствам в существенную работу правозащитников в стране или попыткам ограничить ее, включая вмешательство в их права на свободу мирных собраний и выражение мнений. В прошлом году 8 марта милиция пресекла Женский марш в Бишкеке, задержав около 70 активисток без объяснения оснований и предоставления доступа к адвокату. В парламенте также продолжалась работа над вызывавшим широкую критику законопроектом о неправительственных организациях, принятие которого чревато введением дополнительных неоправданных и обременительных требований к финансовой отчетности гражданских групп.

Мы также призываем Вас снять ограничения на доступ и посещение Кыргызстана для иностранных правозащитников. За последние шесть лет имело место несколько случаев запрета въезда, в том числе в отношении директора офиса Human Rights Watch в Бишкеке Миры Ритман и ведущего эксперта по ЦА российского правозащитного центра «Мемориал» Виталия Пономарева. Эти ситуации способствовали нагнетанию негативного отношения к правозащитной деятельности в Кыргызстане, и мы призываем Вас снять запреты в отношении вышеуказанных лиц.

Обеспечение гарантий свободы выражения мнений и свободного доступа к информации

И во время избирательной кампании, и после победы на выборах Вы говорили о том, что на посту президента будете защищать свободу выражения мнений и свободу СМИ. На протяжении нескольких последних лет журналисты подвергались тем или иным притеснениям со стороны милиции, в том числе во время и после политической нестабильности в октябре 2020 г. В июне 2020 г. парламент предпринял попытку принять неконкретный и избыточно широкий закон о «манипулировании информацией», в соответствии с которым власти могли бы получить право во внесудебном порядке предписывать интернет-платформам удалять контент, который они посчитают «ложной» или «недостоверной» информацией. Такие законопроекты идут вразрез с международными обязательствами Кыргызстана в области свободы слова.

Настоятельно призываем Вас осудить любые необоснованные нападки на СМИ и свободу слова и гарантировать независимым СМИ и журналистам возможность осуществлять их важную деятельность, не опасаясь притеснений или мести.

Обеспечить детям с инвалидностью инклюзивное образование

Вы обозначили и здравоохранение, и образование как важнейшие факторы экономического развития страны и личного благополучия ее граждан. В прошлом году Human Rights Watch опубликовала 74-страничный доклад, посвященный институционализации и барьерам на пути к получению образования для детей с инвалидностью в Кыргызстане. В нем показано, как государственные организации, в частности психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), лишают детей доступа к качественному инклюзивному образованию, которое предусматривает совместное обучение в общеобразовательной школе всех детей (детей с инвалидностью и детей без инвалидности). В результате тысячи детей с инвалидностью подвергаются сегрегации в интернатных учреждениях, где могут страдать от отсутствия заботы, ненадлежащего лечения и дискриминации. Дети и взрослые люди с инвалидностью являются равноправными гражданами Кыргызской Республики и в силу этого должны иметь равный доступ к качественному образованию и услугам здравоохранения.

Кыргызстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов в 2019 г. и уже заявил о намерении закрыть некоторые интернатные учреждения. Это важные первые шаги. Мы призываем Ваше правительство безотлагательно предпринять содержательные шаги в интересах обеспечения того, чтобы дети с инвалидностью могли расти в семейном окружении и учиться со сверстниками на базе местного сообщества. Настоятельно призываем Ваше правительство сделать инклюзивное образование для детей с инвалидностью одним из приоритетов и упразднить такие организации, как ПМПК, которые блокируют детям доступ к образованию.

Обеспечение ответственности за насилие в отношении женщин и девочек

Семейное насилие в отношении женщин и девочек остается в Кыргызстане устойчивой и острой проблемой, а агрессоры редко привлекаются к ответственности. Семейное насилие по-прежнему квалифицируется как уголовный проступок, а не уголовное преступление, что создает дополнительные препятствия для женщин и девочек при обращении за помощью или правосудием. В 2017 г. в Кыргызстане был принят новый закон о семейном насилии, обеспечивающий дополнительную защиту пострадавшим, однако власти не обеспечивают регулярного применения защитных мер, таких как охранный ордер, который ограничивает контакты между агрессором и жертвой, предупреждая дальнейшие издевательства и эскалацию насилия.

Пережившие семейное насилие также по-прежнему сталкиваются с серьезными препятствиями в доступе к правосудию, включая дефицит юридической помощи, бездействие властей по зарегистрированным заявлениям и давление с целью убедить пострадавшую отказаться от претензий. В результате в делах о семейном насилии безнаказанность остается нормой.

Призываем Вас сделать борьбу с семейным насилием одним из приоритетов Вашего президентства, в том числе в том, что касается выделения достаточных ресурсов для обеспечения реального и эффективного правоприменения в интересах переживших насилие в семье. В частности, настоятельно призываем Вас обеспечить наращивание поддержки оказания жизненно необходимых услуг, включая убежища, медицинскую, психологическую и юридическую помощь; ресурсного обеспечения судебных и правоохранительных органов  для реагирования, расследования и судебного преследования по таким делам; улучшения кадровой и организационной обеспеченности горячих линий для пострадавших от насилия и подготовки для них специалистов в области экстренного реагирования; национальной координации стратегических мер по борьбе с семейным насилием и безнаказанностью такого насилия.

Трудовые права

В начале ноября 2020 г. парламент принял во втором чтении проект ограничительного закона о профсоюзах, в соответствии с которым предполагается наделить Федерацию профсоюзов монопольным правом выступать стороной социального партнерства на национальном уровне с обязательным вхождением в нее отраслевых и региональных профсоюзов, что подрывает профсоюзный плюрализм и право профсоюзов свободно определять свою структуру и уставные документы. Напоминаем Вам о том, что принятие этого законопроекта было бы нарушением международных обязательств Кыргызстана в рамках Международной организации труда (МОТ) и привело бы к серьезному подрыву соблюдения Кыргызстаном требования о выполнении конвенций МОТ в рамках специального механизма преференций Евросоюза в интересах устойчивого развития и повышения качества государственного управления (GSP+).

Мы также обеспокоены многомесячными притеснениями в отношении некоторых  профсоюзных лидеров со стороны правоохранительных органов, возбудивших целый ряд уголовных дел, и вмешательством властей в проведение планового съезда федерации.

Руководство Кыргызстана должно уважать право профсоюзов на свободу ассоциации и на организацию, а не вмешиваться во внутренние профсоюзные процессы и процедуры.

Благодарю Вас за внимание к вышеописанным неотложным вопросам прав человека в Кыргызстане. Надеюсь, что настоящее письмо послужит основой для конструктивного диалога. Я буду весьма признателен за возможность обсудить вопросы, поднятые в настоящем письме лично с Вами и с сотрудниками Вашей администрации.

С уважением,

Хью Уильямсон

исполнительный директор

отдел Европы и Центральной Азии

Human Rights Watch