Принцесса Дубая просит расследовать дело ее сестры, которую тоже похитил отец и «превратил в зомби»

Автор -
377

    Принцесса Латифа, находящаяся в неволе дочь правителя Дубая, призвала британскую полицию снова расследовать похищение ее старшей сестры на улице в Кембридже, случившееся более 20 лет назад. Об этом сообщает Би-би-си.

    В письме, копия которого была передана Би-би-си, Латифа пишет полиции графства Кембриджшир, что новое расследование может помочь освобождению принцессы Шамсы, похищенной по приказу их отца, шейха Мохаммеда бин Рашид аль-Мактума.

    Шамса, которой тогда было 18 лет, а сейчас 39, с тех пор не появлялась на публике. Правительство Дубая не ответило на просьбу Би-би-си о комментарии.

    Высокий суд Лондона в 2019 году установил, что шейх Мохаммед бин Рашид аль-Мактум похитил обеих дочерей и удерживает их против их воли.

    Программа Би-би-си «Панорама» на прошлой неделе показала шокирующие кадры, тайно снятые Латифой на переданный ей телефон. На них она описывает, как отец держит ее в «заложницах» после неудавшейся попытки побега в 2018 году. ООН с тех пор обращалась к Объединенным Арабским Эмиратам с просьбой представить доказательства того, что Латифа жива.

    Но еще два десятилетия тому назад попытка ее старшей сестры убежать от семьи также кончилась поимкой и заточением.

    В августе 2000 года, примерно через два месяца после бегства из принадлежащего ее отцу поместья Лонгкросс в графстве Саррей, принцесса Шамса была силой захвачена в Кембридже, переправлена вертолетом во Францию, а оттуда на частном самолете — в Дубай.

    В среду на этой неделе друзья Латифы передали кембриджской полиции ее письмо, которая она написала от руки в 2019 году, когда находилась в одиночном заключении в «вилле-тюрьме». В нем содержится призыв к британским властям предпринять действия в интересах ее сестры. «Все, о чем я вас прошу, — писала Латифа, — пожалуйста, обратите внимание не ее дело, поскольку это может вернуть ей свободу… ваша помощь и внимание к ее делу могли бы сделать ее свободной».

    «Она [принцесса Шамса] тесно связана с Англией, она очень любит Англию, все ее самые дорогие воспоминания связаны с пребыванием там», — добавила принцесса Латифа.

    Латифа датировала письмо февралем 2018 года, то есть до собственной попытки бегства. Она специально поставила неверную дату, чтобы скрыть то обстоятельство, что у нее была возможность сообщаться из заточения с внешним миром.

    Послание содержит страшные подробности о судьбе ее сестры после того, как ту возвратили в Дубай: «Ее держали в изоляции, не говоря, когда освободят, без всякого суда или обвинений. Ее пытали — били палкой по пяткам»,

    Деликатное дело

    Полиция графства Кембриджшир открыла дело о похищении человека в 2001 году, когда Шамса связалась с британскими правоохранительными органами через адвоката по вопросам иммиграции. Но расследование зашло в тупик, поскольку сотрудникам не позволили посетить Дубай.

    Позднее выяснилось, что помощники шейха Мактума во время расследования делали некие представления Форин-офису.

    Полиция возобновила расследование в 2018 году. Би-би-си теперь может сообщить, что один из участников расследования признавал наличие «существенных деликатных моментов» в данном деле.

    Следующий пересмотр начался после того, как в 2020 году было обнародовано постановление Высокого суда Лондона. Полиция Кембриджшира подтвердила, что получила письмо Латифы, которое «будет рассмотрено в ходе продолжающегося нового изучения дела».

    «Это чрезвычайно сложный и серьезный вопрос, поэтому в деле имеются детали, которые было бы неуместно обсуждать публично», — также сказано в заявлении полиции.

    МИД Британии, которому уже задавали вопросы о реакции на представления со стороны влиятельного союзного государства, ответил Би-би-си, что это дело было частным, касалось только двух человек и не повлияло на ход и результат расследования, проводимого полицией Кембриджшира.

    Дипломатическое ведомство также отказалось комментировать вопрос контактов с администрацией шейха по этому делу.

    Но после того, как появились новые видеозаписи, сделанные принцессой Латифой, министр иностранных дел Доминик Рааб заявил, что они «вызывают глубокую тревогу» и что Соединенное Королевство будет «очень внимательно следить за развитием событий на этом фронте».

    В 2018 году Королевский двор Дубая заявил Би-би-си, что Шамса «окружена любовью и заботой». В единственном заявлении самого шейха на эту тему, переданном в Высокий суд Лондона, говорится, что он испытал «облегчение», отыскав свою пропавшую и «оказавшуюся в уязвимом положении» дочь.

    История Шамсы предвосхитила случившееся с Латифой 18 лет спустя и сыграла ключевую роль в решении младшей сестры попытаться начать новую жизнь за границей. Судьба Шамсы также заставила Латифу предпринять попытку побега на лодке через Индийский океан, которая закончилась неудачей. В видео, выложенном в YouTube перед побегом, Латифа описала то, что произошло с ее сестрой, и тяжелые последствия.

    Би-би-си также удалось побеседовать с человеком, регулярно контактировавшим с Шамсой в Дубае. «Не нужно быть врачом, чтобы заметить, что она постоянно была под воздействием транквилизаторов», — рассказал свидетель на условиях анонимности.

    Неудачное бегство юной Шамсы

    Принцесса Шамса провела часть детства в Соединенном Королевстве и получила западное образование.

    «Шамса не отвечала расхожему представлению о принцессе, — говорит ее двоюродный брат Маркус Эссабри, который прожил в Дубае с монаршей семьей два года и дружил с Шамсой. — Она была шустрая. Полная жизни и любви к приключениям». «Она хотела изменить жизнь женщин, прежде всего в арабском мире. Она хотела раздвинуть границы… с этого-то и начались проблемы», — рассказывает Эссабри.

    В сентябре 1999 года, за девять месяцев до побега, Шамса написала своему брату из Лондона и сообщила, что ее отец, тогда кронпринц Дубая, не разрешает ей продолжить учебу в университете. «Мне не позволяют продолжить [образование]. Ты же знаешь, он даже не спросил, что меня интересует. Он просто сказал «нет».

    Она призналась двоюродному брату, что подумывает о побеге. «Главное, что меня страшит — это пожалеть в старости, что я даже не попробовала, когда мне было 18. Не попробовала что? Не знаю. Просто не воспользовалась шансом».

    Но летом 2000 года она им воспользовалась. Она подъехала на черном «Рэндж-ровере» к границе обширного поместья Лонгкросс ценой в 75 млн фунтов и ускользнула. Шейх отправил целую группу агентов, чтобы тайно выследить ее.

    19 августа 2000 года некий мужчина привез Шамсу в Кембридж, где они остановились в отеле University Arms. Шамса не знала, что следом прибыли до четырех сотрудников ее отца, которые схватили ее на улице.

    Шамсу отвезли в принадлежащее ее отцу поместье вблизи города Ньюмаркет. К пяти утра на следующий день она уже была на борту вертолета, доставившего ее в северную Францию. Там принцессу пересадили в частный самолет, и через несколько часов она была в Дубае. Мечты о свободе и образовании закончились.

    Как застопорилось британское расследование

    Примерно через семь месяцев дело о похищении оказалось в руках старшего инспектора-детектива Дэвида Бека из отделения полиции Парксайд в центре Кембриджа.

    «Не каждый день на столе у полицейского оказывается дело, которое касается главы государства», — сказал он в 2018 году в интервью для документального фильма Би-би-си «Побег из Дубая».

    Шамса сумела передать письмо иммиграционному адвокату, с которым раньше встречалась в Лондоне. «У меня нет времени вдаваться в детали. За мной все время следят, поэтому перейду сразу к делу. Меня схватил мой отец, он смог меня выследить. До сегодняшнего дня я взаперти… прошу вас не только передать это кому следует. Я прошу о помощи. Задействуйте власти (задействуйте всех)».

    «Имевшиеся на тот момент данные указывали, что в этих утверждениях, возможно, была некоторая истина. Если обвинения соответствовали действительности, могла идти речь о нарушении законов Соединенного Королевства», — заявил Би-би-си в 2018 году детектив Бек.

    Некоторые детали расследования полиция Кембриджшира раскрыла в прошлом году по требованию Высокого суда Лондона.

    Выяснилось, что детектив Бек смог поговорить с Шамсой по телефону, и подтвердить основные обстоятельства дела. Но затем ему нужно было лететь в Дубай, чтобы допросить ее и провести дальнейшие следственные действия. Детектив обратился за санкцией в Королевскую прокурорскую службу, но его запрос отклонили. «Мне так и не объяснили, почему», — говорит он.

    Таким образом, дело было отложено, но 2018-м году его снова возобновили вслед за получением нового послания от Шамсы. А затем закрыли снова — из-за «недостатка доказательств для проведения дальнейших действий».

    Шейх направил в Высокий суд Лондона заявление, в котором утверждал, что Шамса являлась «более уязвимой, нежели другие молодые женщины ее возраста», поскольку статус делал ее приманкой для возможных похитителей.

    Письмо Латифы — уже третье по счету обращение к полиции с призывом расследовать похищение.

    Связи шейха аль-Мактума в Соединенном Королевстве обширны. Он — личный знакомый королевы, и один из крупнейших частных землевладельцев в стране. Сменявшие друг друга британские правительства неизменно рассматривали ОАЭ, частью которых является Дубай, как стратегического союзника и важного делового партнера на Ближнем Востоке.

    В 2000-м или 2001 году лондонское представительство шейха контактировало с Форин-офисом в связи с делом Шамсы. Отвечая на запрос в парламенте, представитель МИД Британии позднее подтвердил, что такой контакт действительно имел место, и что дубайским представителям был дан ответ, что этим делом занимается полиция.

    Но по данным, имеющимся у Би-би-си, внутри МИДа предполагаемое похищение никак не обсуждалось.

    Тогдашний премьер Тони Блэр ответил нам через своего пресс-секретаря, что «совершенно не помнит, чтобы к нему обращались по этому поводу, когда он возглавлял правительство».

    На запрос Би-би-си в рамках Акта о свободе информации о переговорах Форин-офиса в связи с данным делом нам ответили, что «раскрытие подробностей наших отношений с правительством ОАЭ потенциально способно повредить двусторонним отношениям между Соединенным Королевством и ОАЭ».

    Шамса сегодня: «жизнь зомби»

    Латифа утверждает, что первые восемь лет после похищения Шамса провела в тюрьме.

    После освобождения в 2008 году Латифа смогла с ней встретиться. «Ее приходилось вести под руку. Она не могла раскрыть глаза… ей давали пригоршнями таблетки, чтобы контролировать ее. Эти таблетки превращали ее в какое-то подобие зомби», — говорит Латифа.

    Человек, контактировавший с Шамсой после ее освобождения, рассказывает: «Ее просто… успокоили. Все ее действия контролировались. В ней пропала искра. Она утратила волю к борьбе. Ничего не было. От нее осталась только оболочка. Я думаю, она смирилась с такой жизнью. Это очень печально».

    В 2019 году Латифа снова повидалась с Шамсой. К тому времени она сама находилась в заточении после неудачного побега. Она рассказала о встрече двоюродному брату по имевшемуся у нее тайно телефону.

    «Латифа говорит, что «ее [Шамсу] теперь не узнать». Ее слишком накачали лекарствами. Она жива. Но Шамса — уже не Шамса», — сказал Маркус Эссабри.

    Анонимный собеседник Би-би-си, видевший Шамсу, добавил: «Такое невозможно выдумать. Потому что кто тебе поверит? Все это выглядит настолько нереально… Но увы, это реально. Я понимаю, что людям сложно оценить ситуацию, единственное, что они видят, это какую-то богачку. А это вовсе не так. Это ужасно».

    Поделитесь новостью