Как быстро запоминать числа, списки и тексты. 7 простых мнемотехник

Процесс запоминания можно сравнить с тем, как мы протаптываем дорогу. Чем чаще ходим по тропе — повторяем информацию и воспроизводим — тем она удобнее. Если описать процесс с точки зрения нейрофизиологии, то наши шаги — сигналы в нейронных цепочках. Когда сигнал повторяется снова и снова, это дает мозгу понять, что сигнал особенно важен. Мнемотехники — приемы запоминания, основанные на работе с ассоциациями — могут послужить картой, которая подскажет верный путь по этим нейронным тропам. Об этом пишет Reminder.

Как работает память 

В психологии принято считать, что работа памяти основывается на трех последовательных процессах: кодировании, хранении и извлечении. Сначала мозг кодирует информацию — распознает, как нечто новое выглядит/звучит/ощущается или что-то означает. Чем больше органов чувств задействовано при восприятии, тем лучше информация закодируется и тем вероятнее отложится в памяти. Поэтому мы лучше запоминаем то, что сопровождается презентацией и наглядными примерами.

После кодировки полученная информация отправляется в сенсорную память — на несколько секунд. Внимание отфильтровывает полученные сведения и направляет часть из них в кратковременную память. Та позволяет помнить что-то крайне недолго: от 30 секунд до минуты. Например, вы услышали номер телефона, но не повторили вслух пару раз, чтобы запомнить. Через минуту уже и не вспомнить. Объем кратковременной памяти также скромный, всего около 4 (+/–1) элементов: цифр, дат, слов или фигур. Это крайне мало, потому что простой синий квадрат — уже два элемента: цвет и форма. При встрече с иностранными словами объем кратковременной памяти иссякает еще быстрее. Для русскоговорящего «диван» — единица информации, но для человека, незнакомого с языком — сразу 5 единиц.

После того как информация попала в кратковременную память, происходит консолидация памяти. Данные отправляются в долговременную память — правда, на особых условиях. Здесь важную роль играет принцип ассоциаций: чтобы мозг запомнил что-то новое, это что-то нужно связать с уже имеющимися знаниями. Мы легко забудем дату рождения знакомого — только если не заметим, что тот родился в День космонавтики. Еще лучше, если новые сведения вызовут эмоции (смех, гнев). Они обостряют фокус внимания и надежнее фиксируют данные в памяти.

Как работают мнемотехники 

Итак, мозг охотнее отправляет в долговременную память информацию с наглядными образами, ассоциациями, деталями и эмоциями. С номерами телефонов, датами и фамилиями дела обстоят сложнее. Суть мнемоники заключается в том, чтобы наделить такие абстрактные и неудобные для памяти данные составляющими хорошего запоминания.

Для этого любой единице информации присваивается красочный и запоминающийся образ. Затем эти образы связываются ассоциациями, лучше всего — абсурдными и смешными (эмоции). Когда нужно воспроизвести необходимую информацию, мы сначала вспоминаем образ, потом — что им закодировано.

Принцип можно описать так:

Сложные для запоминания данные ➡️ образование связей (кодирование) ➡️ запоминание данных в удобной форме (история, рифма, аббревиатура) ➡️ декодирование (расшифровка) ➡️ нужные данные.

Чемпионы по запоминанию могут воспроизвести до 70 000 знаков числа Пи или запомнить несколько сотен случайных слов за 15 минут — как правило, благодаря не феноменальной от рождения памяти, а мнемотехникам. Исследования также подтверждают их эффект. Так, участники одного эксперимента шесть недель тренировали метод локусов (он же «Дворец памяти») и смогли воспроизвести в среднем 62 слова из 72, которые их попросили запомнить. Кто не практиковал мнемотехнику, назвал на 36 слов меньше. А сканирование мозга показало: у мнемонистов области, которые участвуют в памяти и познании, чаще срабатывали синхронно.

Несмотря на эти результаты, не стоит надеяться, что мнемотехники существенно улучшат память. Скорее — помогут быстро что-то запомнить и дольше не забывать. Правда, без повторения эффект сойдет на нет. А еще некоторые исследования показывают бонусы, не связанные с запоминанием. В одном, например, мнемотехники улучшили ассоциативное мышление и внимательность студентов, а вместе с ними и креативность, в другом — снизили тревожность перед экзаменационным тестированием по статистике.

7 простых мнемотехник на любой случай

Главное, что нужно помнить, когда используете мнемотехники, — что выбирать ассоциации нужно с умом. Во-первых, использовать те, что пришли в голову первыми: они самые надежные. В-вторых, представлять предметы красочно, детально и объемно, разглядывая их в своей фантазии с каждой стороны. В-третьих, подкреплять эмоциями: чем смешнее и нелепее придуманная история, тем лучше для запоминания. И совет напоследок: повторите образ вслух и с таким выражением, будто бы рассказываете сказку маленькому ребенку.

1. Метод ассоциативной истории

Подойдет для запоминания структурированной информации вроде списков или инструкций. При использовании этого метода на каждый термин, который необходимо запомнить, нужно придумать образ-ассоциацию, а затем по смыслу связать в рассказ. Лучше эти образы выстраивать в истории попарно, чтобы не забыть какой-нибудь из них.

Попробуем, к примеру, составить ассоциативную цепочку для восьми стилей в европейской архитектуре. Нам нужно запомнить не только их названия, но и последовательность, с которой они появлялись в истории. Начнем с того, что подберем для каждого стиля образ.

  • X–XII вв. Романский стиль — режиссер Романски (напоминает фамилию Полански).

  • XII–XV вв. Готика — друг Романски, принадлежит субкультуре готов.

  • Начало XV — XVI в. Ренессанс — референс (ассоциация по созвучию).

  • XVI — середина XVIII в. Барокко — пышный барашек.

  • XVIII в. Рококо — кричащая курица.

  • XVII — начало XIX в. Классицизм — классическая литература.

  • XVIII–XIX вв. Ампир — вампир.

  • Конец XVIII — начало XIX в. Романтизм — любовные отношения.

Из этих образов сложился следующая цепочка событий. Режиссер Романски и его друг-гот позируют для создания референса с пышным барашком в руках, вдруг вбегает курица с криками «ко-ко», держа в лапе книгу классической литературы, где упоминаются вампиры и романтические отношения Мастера и Маргариты.

2. Буквенно-цифровой код для номеров

Подойдет для запоминания пин-кодов, телефонных номеров и других числовых значений. В этом способе каждой цифре от 0 до 9 при кодировании присваивается определенная буква. Кодировка может быть самой разной. Простейшая присваивает цифре букву согласно первой букве слова, которым цифра обозначается на письме.

  • 0 — н (ноль);

  • 1 — р (раз);

  • 2 — д (два);

  • 3 — т (три);

  • 4 — ч (четыре);

  • 5 — п (пять);

  • 6 — ш (шесть);

  • 7 — с (семь);

  • 8 — в (восемь);

  • 9 — м (используем слово «много», так как «д» уже занята двойкой).

Предположим, нам нужно запомнить пароль от банковской карточки 0753. Если закодировать номер с помощью предыдущего кода, получится «НСПТ». Теперь этот набор букв надо перевести в образ. Похоже на фразу «Не СПаТь», верно? Так можно запоминать длинную последовательность чисел, превратив ее в предложения. Кстати, чтобы ассоциации рождались быстрее, мнемонисты советуют придумать код из букв, которые чаще всего встречаются в алфавите. Подсмотреть способы кодировки для русского языка можно в таблице.

Еще один вариант этого метода позволяет кодировать в одной цифре сразу две буквы, что дает большую свободу в создании образов. В нем внимание сфокусировано на принципе фонетической парности. Например, цифру 2 мы кодируем как сочетание «Д» (потому что «два») и «Т» (глухой парный звук). Цифра 5 аналогично кодируется в «ПБ». Для цифры 1 подбираем похожую по форме букву «Г». И хотя в фонетике нет подходящей пары, мы можем подобрать к «Г» букву «Ж» из-за созвучия. Если созвучие использовать нельзя, пару придется запомнить или подобрать ассоциацию по форме и другим признакам. Когда мы составляем образ, нужно убрать из каждой пары одну букву и использовать оставшуюся.

Вот код, который часто используют мнемонисты:

  • 1 — ГЖ
  • 2 — ДТ
  • 3 — КХ
  • 4 — ЧЩ
  • 5 — ПБ
  • 6 — ШЛ
  • 7 — СЗ
  • 8 — ВФ
  • 9 — РЦ
  • 0 — НM

Из телефонного номера 89231577036 получается набор букв «ВФ РЦ ДТ КХ ГЖ ПБ СЗ СЗ НМ КХ ШЛ». Далее выбираем из каждой пары букв по одной, получается «ВРТХГПСЗМХЛ». Видим фразу «ВоР ТиХ еГо ПеС ЗиМой ХиЛ».

3. Система Shaper для дат

Ассоциация по форме числа не предполагает создания единого кода, а образ создается для каждого отдельного набора цифр. Этот способ подойдет для запоминания дат. Суть в том, что к каждой дате привязывается уникальная история. Главное — подобрать такие ассоциации, которые бы по своей форме напоминали очертания чисел. Например, 2 многим напоминает лебедя, 17 — старика с тростью, 15 — инвалидное кресло и так далее. Можно использовать как двоичную, так и единичную систему записей.

Например:

  • Можно представить дату крещения Руси (988 год) как воздушный шар, на нитке которого закреплены 2 палки. Если сложить палки, получится крест.

  • А Ледовое побоище 1242 года можно запомнить в виде меча, который держит лебедь. Им птица на замерзшем озере сопротивляется топору, которым орудует второй лебедь.

  • Дата основания Санкт-Петербурга может выглядеть как образ престарелого Петра I с тростью, который на болоте построил снеговика, — 1703.

4. Аббревиация для последовательностей

Подойдет для запоминания последовательностей терминов. Чтобы использовать эту мнемотехнику, нужно составить фразу из первых букв каждого слова, включенного в список. Суть легко уловить на примере известной мнемонической аббревиации для запоминания цветов радуги: «Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый), Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый)».

Представим, что перед нами список из понятий несколько сложнее, чем цвета радуги. Например, последовательность черепных нервов: обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковой, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный. Для их запоминания существует забавная мнемотехническая фраза: «Очнись, Зловещий Гробовщик, — Бушует Тонус Организма, Лишая Собственный Язык Безмерной Доли Пессимизма». И так можно составить фразу практически для любого структурированного списка. Главное — выбрать яркие ассоциации, а если получится — то и зарифмовать их.

5. Система «человек-действие-предмет» для больших числовых списков

Система «человек-действие-предмет» — одна из наиболее популярных методик для запоминания длинных последовательностей чисел. Телефонных номеров, например, или более длинных числовых списков. Суть метода — каждому числу от 1 до 99 присваивается образ по принципу «этот человек делает что-то с чем-то». Увы, воспользоваться техникой сразу, без подготовки не получится: сначала необходимо создать таблицу образов на три колонки.

Например, чтобы запомнить число 264 722, мы разбиваем его на три части по схеме человек (26), действие (47), предмет (22).

  • Числу 26 мы присваиваем образ Лермонтова (потому что столько лет прожил поэт), который пишет стихи.

  • Число 47 — Шумахер (это номер гонщика) ездит на автомобиле.

  • Число 22 — лакей управляет лошадьми (ассоциация возникла из-за схожести формы числа 22 с лошадьми)

  • Получается: «Лермонтов ведет лошадь».

6. Метод созвучия для иностранных слов

Подойдет для изучения иностранных слов или сложных терминов. Метод предполагает создание связи между словом, его звучанием и образом (поэтому его еще называют методом фонетической ассоциации). Важно, чтобы в образе присутствовало смысловое значение первоначального слова, иначе можно исказить понимание термина некорректной трактовкой.

Например:

  • Elephant — «слон». Слоны «ели фантики».
  • Puddle — лужа. «Я много раз падал в эту лужу».
  • Нога — Leg. «Я наступил ногой на деталь от ЛЕГо».

Кстати, иностранцы тоже используют этот метод при изучении русского языка. Чтобы заучить фразу «я люблю вас», представляют желто-голубой автобус — yellow-blue bus, например.

7. Метод пиктограмм для поэзии, прозы и имен

Подойдет для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков. Текст записывается в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых наглядно показывает смысл того, о чем говорится в тексте. Это дополнительно усиливает запоминание, потому что задействует и моторную (создаете пиктограммы), и визуальную память (смотрите на зарисовки). Например, в одном исследовании участники зарисовали значение слов (даже на скорую руку) и лучше запомнили их порядок, чем те, кто то же самое записал. Такое рисование можно использовать в самых разных случаях. Например:

  • Для запоминания списков, стихов, плана ораторского выступления. Если нужно воспроизвести текст в определенной последовательности, рисуйте мнемотаблицу: расчертите лист бумаги на равные блоки и в каждом из них по порядку нарисуйте изображение, которое иллюстрирует фразу в стихотворении или тезис выступления. Если порядок не важен, подойдет интеллект-карта (mind map): в центр листа помещаем главную мысль, от нее проводим линии-ветви с тезисами, объясняющими ее суть. Для составления таких карт есть онлайн-сервисы вроде Coggle или XMind. Но если рисовать их от руки, запомните лучше.

  • Для запоминания людей и их имен. Не перечисляйте имена людей в группе, не проговаривайте их про себя. Просто нарисуйте каждого, изобразите какую-то характерную особенность (ярко-рыжие волосы, например) — и подпишите напротив рисунка имя.

  • Для запоминания маршрутов. Не пытайтесь запомнить маршрут, перечисляя повороты («два направо, потом один налево…»). Посмотрите, как предлагает идти навигатор, и схематично повторите эту линию на бумаге.

Поделиться