Феномен грузинских воров в законе был проектом КГБ — эксперт о ситуации в преступном мире

Автор -
1159

Феномен грузинских воров в законе был проектом КГБ, идеологической диверсией против «честных» воров. Следуя известному чекистскому лозунгу «Не можешь победить – возглавь!», в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века в Грузии, как грибы после дождя, стали массово возникать воры новой формации, задачей которых было искоренение носителей старых традиций и подмена собой воровского мира в целом. При этом некогда отсидевшие на Руси старые грузинские воры, среди которых были не только грузины, но и армяне, и евреи, и курды, не желая иметь ничего общего со своими новоявленными собратьями, добровольно слагали с себя полномочия и отходили от дел. Об этом рассказала  редактор сайта «Прайм Крайм» Виктория Гефтер в интервью Кавказ.Реалии. Ниже текст:

– В 2021 году в России продолжили возбуждать дела по ст. 210.1 УК РФ («Занятие высшего положения в преступной иерархии»). Насколько действенной за почти два года применения оказалась эта статья?

– Статья 210.1 УК РФ оказалась довольно-таки эффективной. Воры, опасаясь ответственности, залегли на дно и фактически перестали вести себя как воры: проявляться там, где от них этого ждут, и исполнять предписанные обязанности. Но крест на воровском мире эта статья не поставит, потому что ворам, в отличие от репрессий времен СССР, есть куда податься.

– Можно ли говорить, что задержания лиц, «занимающих высшее положение в преступной иерархии», относятся ко всем или идёт зачистка каких-то определенных группировок?

– На мой взгляд, как говорил Будда, «ни то, ни это». В прошлом году статья проходила обкатку правоприменения на рядовых ворах. Планка взята высокая и в нынешнем году, возможно, будет еще выше за счет нижестоящих «смотрящих».

– Стоит ли ожидать задержаний не только «королей» преступного мира, но и их помощников?

– «Король» потянул бы за собой всю иерархию. Но пока ни одного реального «короля» не зачистили, поэтому говорить о свите преждевременно.

– В прошлом августе Верховный суд России по иску Генпрокуратуры признал экстремистским движение АУЕ. Эксперты считают запрет достаточно странным. Зачем он был нужен силовикам?

– Лично я ничего, кроме пагубной страсти написать на заборе слово из трех букв, в этом движении не вижу. Впрочем, я не специалист. Мне неизвестны ни лидеры, ни участники этого движения, не могу судить, насколько это серьёзные фигуры. По-моему, АУЕ – это пример бесструктурного управления, только пока не вполне понятно кого и чем.

– Расскажите о ситуации с закрытием портала «Прайм Крайм» в конце 2020 года и возобновлением его работы. Как удалось разрешить вопрос с Роскомнадзором?

– Как выяснилось, сайт заблокировали за два поста в комментариях, в которых написанное латиницей «АYE» было использовано в качестве приветствия. Отдаю должное профессионализму работников костромской прокуратуры, вскрывших эти эпизоды. На мой вкус, для первого раза можно было ограничиться предупреждением или блокировкой двух страниц, а не всего портала, но начальству виднее. Благо после удаления злосчастных постов «Прайм Крайм» из реестра запрещенных сайтов был исключен.

– «В Прибалтике или Таджикистане совершенно иной менталитет, воровская идея там так и не прижилась. В отличие от Закавказья, где это поколениями насаждалось с умыслом. А сейчас воровской мир – это Кавказ. Вор-мусульманин – раньше это был нонсенс, дурная шутка…» – отметили вы, Виктория, в одном из интервью.

– Насколько я могу судить, феномен грузинских воров в законе был проектом КГБ, идеологической диверсией против «честных» воров. Следуя известному чекистскому лозунгу «Не можешь победить – возглавь!», в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века в Грузии, как грибы после дождя, стали массово возникать воры новой формации, задачей которых было искоренение носителей старых традиций и подмена собой воровского мира в целом. При этом некогда отсидевшие на Руси старые грузинские воры, среди которых были не только грузины, но и армяне, и евреи, и курды, не желая иметь ничего общего со своими новоявленными собратьями, добровольно слагали с себя полномочия и отходили от дел.

В СССР в общей массе воровского элемента большинство, разумеется, всегда было за русскими, грузин было не больше, чем представителей любой другой малой национальности. На Руси всех выходцев из южных республик – будь то чеченец, азербайджанец или грузин – называли «кавказцами» так же, как жителей Средней Азии называли «азиатами».

То, что в один момент грузинских воров стало больше, чем всех остальных вместе взятых, включая русских, это совершенно искусственная ситуация, возникшая на почве ничем не сдерживаемого грузинского национализма.

– Но одних формальных коронаций недостаточно, у новых грузинских воров в законе должны быть свои сподручные, своя армия сторонников…

– В начале 1980-х десятки поднаторевших в междоусобных интригах «новых грузин», до этого варившихся в собственном соку, были отправлены в русские лагеря. Соотношение «стариков-традиционалистов» к «молодёжи из Грузии» стало примерно 1:5. При этом «гостей с юга» помещали на общий и строгий режимы к массе заключённых, в том числе первоходов, которых грузины обращали в свою новую веру, тогда как «старики» в основном сидели на особом режиме с закоренелыми рецидивистами. Кстати, с грузинскими ворами, которые на 99,9% были зависимыми от опия наркоманами, пришла повальная мода на наркотики. Своим примером они внедряли в сознание масс положение: «Если не колешься, ты – не преступник».

Добавлю, что 80-е в целом были отмечены повышенной смертностью воров старой формации в силу разных причин, зачастую далеких от естественных. Ещё до развала СССР «старики» вместе со своей бескомпромиссной идеологией безвозвратно ушли в прошлое.

До сих пор в оправдание своего засилья активно продвигаемый грузинами постулат об их воровской чистоте и том, что воровское чуть ли не пошло из Грузии, для приверженцев исконных традиций звучит как издёвка.

– И к какому конечному итогу это привело?

– По факту, из 46 действующих титулованных «русаков» (против 250 грузин), тех, к кому был сугубо славянский подход (то бишь чьими крёстными отцами были русские воры-традиционалисты), оставшихся сегодня можно сосчитать на пальцах одной руки. Все остальные – крестники грузин, их верные «оруженосцы», со всеми вытекающими отсюда особенностями.

Исторической миссией грузинских воров был окончательный перевод воровского мира на мафиозные рельсы, трансформация воров в мафиози. С введением поправок на современные реалии у воров стало больше прав и меньше запретов. Большинство видов дохода, считавшихся ранее неприемлемыми и постыдными, перестали быть таковыми.

Сегодня грузины, изначально заточенные под конфликт, не на жизнь, а на смерть грызутся друг с другом. Дело дошло до того, что расплодившиеся выходцы из Кутаиси или Сухуми разделились на враждующие кланы по несколько десятков душ в каждом.

Исполнившие свою задачу грузины уступают пальму первенства чеченцам, из которых сегодня больше всего «смотрящих» за регионами и местами лишения свободы. Это новая Дикая дивизия на службе у государства. Поскольку речь идет не о титулованных чеченцах и даже не стремящихся в воровскую семью, а о рядовых преступниках: грабителях и вымогателях, выполняющих сугубо менеджерские функции и спущенные сверху директивы, будущее преступного мира – за бандформированиями вне какой бы то ни было идеологии, не считая банальной наживы на всём, чём можно.

– В 2019 году «Росбалт» писал, что после отъезда из страны ряда влиятельных славянских воров в законе ведущую роль в преступном мире страны могут сыграть выходцы из Чечни. Вы назвали эту версию маловероятной, сославшись на отсутствие у них должного авторитета. Прошёл год. Чеченские законники действительно не усилили свои позиции?

– Абсолютно нет.

– «Когда-то я собрал воров из Чечни и сказал, чтобы оставили свои воровские дела в Чечне» – это уже слова Рамзана Кадырова. Кстати, а кто-то ещё из губернаторов пытался такими способами решить вопрос с криминальными авторитетами в своих регионах? Или Кадыров здесь уникален?

– Скажем так: Кадыров и здесь уникален. Навряд ли ещё хоть один глава российского субъекта сподобится дать ворам в своей вотчине иммунитет от президентской новеллы.

– За последние семь лет наша страна в корне изменилась. Россия до 2014 года и Россия сейчас – две разные страны. Крым, экономические санкции, возросшая протестная активность… Политические реалии отразились на воровском мире?

– Каких-то глубинных изменений в воровском мире я не вижу. И для преступников, как мне кажется, политическая ситуация в стране все эти годы оставалась одинаково стабильной. Протесты воры не поддерживают и в политическом отношении лояльны власти.

– Воровской и политический миры – это действительно разные вселенные? Ведь СМИ иногда пишут о том, что некоторые политики проводят свои предвыборные кампании за счёт криминальных денег…

– В некоторых странах, где воров жалуют и дают им дышать полной грудью, воры находятся на службе у правящего режима и выполняют разнообразные деликатные поручения: будь то расправа над политическими диссидентами в местах заключения или обеспечение явки населения к избирательным урнам, чтобы проголосовать за нужного кандидата. В частности, бывший президент Абхазии ушел в отставку именно после обнародования этой информации.

– В целом, если говорить о ворах в законе из южных регионов – Краснодарский край, республики Северного Кавказа, Абхазия, – выходцы из какого из них сегодня наиболее сильны в воровском мире и могут реально определять его политику?

– Абхазия стоит особняком. Тамошние воры обладают особыми привилегиями, но за пределами страны ни на что не влияют и ни на что не претендуют. Что касается Кубани и северокавказских республик, дееспособных воров сегодня там нет, все в вынужденной эмиграции. Не считая Шакро Молодого, который и в заключении остаётся единоличным полноправным вожаком российского криминального мира.

– Один из сохраняющихся конфликтов криминального мира в 2021 году – между Шакро Молодым и Важей Тбилисским. Сегодня основные силы на чьей стороне?

– Конфликт между Шакро и Важей подспудный. У них есть серьёзные разногласия – Важа озвучил то, о чём остальные предпочитают только шептаться, а именно то, что Шакро в угоду силовикам уже семь лет перекрывает приток свежей крови в воровскую семью, заморозив процесс коронования новобранцев. На обвинения Важи Шакро не ответил в силу того, что он не на свободе. Помимо этого, у Важи есть конфликт с массой «греческих» воров, которые, дабы заручиться поддержкой Шакро, используют эти разногласия против Важи. Но всё это сугубо грузинские разборки, которые не имеют отношения к России.

– Появление статьи «Занятие высшего положения в преступной иерархии» поставит точку в истории воровского мира в стране?

– Я не владею инсайдерской информацией относительно конечных целей правительства. Но, как показал первый год применения этой статьи, если государство и решило покончить с ворами, то начало не с головы.

– Что будет с общаком, в том числе за который отвечал Парпалия, если воровскому миру придёт конец?

– Воровская касса не зависит от кассира. Незаменимых нет. Общак всегда будет там, где воры.

– Если воров в законе больше не будет, о чём будете писать?

– По правде говоря, как любого музейного работника («Прайм Крайм» позиционирует себя как «Музей истории воровского мира»), нас более интересует прошлое, нежели настоящее. История воровского мира – это непаханая целина для исследователя. Это не то, о чём можно почитать в библиотеке. Документы по этой тематике до сих пор строго засекречены.

Чего стоит хотя бы «Сучья война», которая, по сути, была полномасштабной гражданской войной в СССР, о которой до сих пор, несмотря на свободу слова, не принято вспоминать. Война шла больше десяти лет по обе стороны колючей проволоки и унесла десятки тысяч жизней советских людей. Пускай не самых законопослушных, но, безусловно, выдающихся в своем роде. Я не склонна героизировать воров, но, как ни крути, это была элита, имевшая духовный стержень и готовность к самопожертвованию во имя идеи, которых сейчас нет ни у кого. И это достойно пера летописца.

***

Одна из последних новостей о ворах в законе пришла из Новосибирска. Уроженец Чечни Бай-Али Солтаханов – перестал ходить и нуждается в срочной операции из-за проблем с суставами, как сообщают местные журналисты. Несмотря на это, сотрудники колонии не только не госпитализировали его, но и поместили в так называемую «зону усиленного режима». Кроме того, арестованному якобы отключили отопление в камере.

Бай-Али Солтаханов был задержан в январе по обвинению по той самой новой статье о занятии высшего положения в преступной иерархии. Следствие считает, что он имел сферу своего влияния на территории Новосибирской области. До этого Бай-Али сидел за разбойные нападения: в 2006 году его приговорили к 13 годам колонии строгого режима за более чем 30 налётов на частные дома. В банду входили как минимум 18 человек, в том числе бывшие сотрудники милиции и антитеррористического центра Чечни. Тем не менее Солтаханов на суде утверждал, что признательные показания дал под пытками, а налёты считал спецоперациями с обысками.