Законопроект о назначении референдума по новой Конституции принят в Жогорку Кенешев во втором и в третьем чтениях. Проголосовало за проведение референдума более 90 депутатов.
10 марта этот законопроект не был поставлен на голосование в Жогорку Кенеше. Спикер Талант Мамытов объяснил это тем, что аппарат парламента не внес данный вопрос в список документов на голосование. Но причина может быть не такой банальной.
Процедура обсуждения документа вызвала различные споры в Жогорку Кенеше, произошла перепалка между депутатами, поддерживающими законопроект и его противниками.
Включение в повестку дня парламента законопроекта о назначении референдума вызвало возмущение некоторых депутатов. Парламентарии Дастан Бекешев, Жанар Акаев, Рыскелди Момбеков раскритиковали факт отсутствия решения о рассмотрении документа профильным комитетом во втором и третьем чтениях, и выступили против вынесения его на пленарное заседание парламента. Бекешев заявил о грубейших нарушениях закона и высказался по поводу проекта Конституции:
-У нас осталось совсем мало времени. Депутаты, не надо совершать преступных действий. Здесь предлагают ханституцию, которая приведет к узурпации власти. Настоящими авторами документа являются не депутаты, а аппарат президента. Конституционное совещание даже не включило в проект свои предложения. В проекте написано, что «генеральный прокурор может инициировать законопроект». Он сам возбуждает уголовное дело, расследует и предлагает законопроект. В какой стране у генпрокурора есть такое право? Кроме того, написано «Государство и его органы служат обществу», и там же пишут «может служить и его части». В-третьих, президент стоит во главе исполнительной власти и в тоже время назначает судей. Вот это и есть ханституция. Некоторые авторы просят поддержать [проект Конституции]. Они ходят испуганные. Потому что их дети, родственники работают в правительстве.
3 марта законопроект о назначении референдума был принят Жогорку Кенешем в первом чтении. После этого его должны были рассмотреть во втором и третьем чтениях в комитете по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша. Но 9 марта заседание профильного комитета не состоялось. Председатель комитета, депутат Канат Керезбеков сообщил, что голосование по данному законопроекту прошло опросным методом.
Ряд политиков, юристов ранее неоднократно заявлял, что проект принимается с нарушением процедур. По словам депутата Жанара Акаева, продолжается нарушение регламента Жогорку Кенеша и нарушается закон. Он ответил депутатам, критикующим парламентскую форму правления:
— Некоторые депутаты, не обижайтесь на меня, но как говорится: я про лысого, а ты мне про седого. Мы разве обсуждаем Конституцию? Несмотря на то, что мы просим соблюдать регламент, кричат: «Мы поддерживаем Конституцию, Жапарова». Не надо сейчас геройствовать и говорить, что «во время Атамбаева я сделал это, сделал то». Всем известно, что вы тогда говорили Атамбаеву, и как он вам ответил. Народ очень хорошо все знает. Многое сказано про парламентское правление. Ташиев и Жапаров, на которых вы все сейчас молитесь, пришли благодаря парламентаризму, Келдибеков был спикером. Хорошие события происходили из-за парламентского правления — проведение честных выборов, внедрение биометрической системы. Мы не говорили о Конституции. Мы говорим о незаконности вынесения на повестку дня законопроекта о референдуме.
Жанар Акаев заявил, что стыдно принимать основной документ государства с нарушением законов, и сообщил, что к некоторым депутатом приезжали домой, чтобы они расписались под документом. 3 марта в ходе голосования за документ проголосовал находящийся в СИЗО депутат Дуйшен Торокулов и другие отсутствующие парламентарии, напомнил он.
Спикер Талант Мамытов сказал, что критика депутата безосновательна, обсуждение Конституции проходит в рамках законодательства. И если даже исключить голос Дуйшена Торокулова, то остальных голосов депутатов будет достаточно для принятия документа в первом чтении, добавил спикер.
Кстати, сегодня Дуйшен Торокулов принимал участие в голосовании уже в зале заседаний парламента.