Заговор против образования и культуры, перерос в настоящую войну госаппарата против появления в стране образованной и культурной нации, пишет известный политолог Казахстана Досым Сатпаев:
В Казахстане заговор против образованных людей!
Именно так называлась моя статья, которая была опубликована еще в 2014 году на Forbes.kz., где я сделал акцент на том, что нашему государству не нужны образованные и культурные граждане, поэтому в стране идет целенаправленное снижение интеллектуальной и культурной планки.
Так вот, спустя семь лет после выхода этой статьи, ситуация еще более ухудшилась. Заговор против образования и культуры, перерос в настоящую войну госаппарата против появления в стране образованной и культурной нации.
Одним из последствий этой войны является катастрофическое снижение доступа многих наших детей к недорогому и, более или менее, качественному образованию, которого с каждым годом становится все меньше и меньше.
И страшнее всего, что это дело рук не каких-то внешних врагов или агрессоров, которые хотят уничтожить нацию. Нет, это результат деятельности тех, кто по долгу службы должны делать все для развития страны, а не для ее деградации.
Я всегда считал, что страшнее террориста может быть только коррупционер, так как его деятельность убивает не только настоящее, но и будущее страны. Но не менее опасны у власти и те, кто даже не осознает последствия своих решений и действий, потому что для этого надо включать здравый смысл и быть государственником.
Недавно мне в руки попал один документ, который напоминает план по нанесению очередного огневого удара по остаткам качественного и доступного образования, которые еще остались в Казахстане.
Речь идет о постановлении акимата города Алматы 1/149 от 25 февраля 2021 года под названием «О некоторых вопросах коммунальной собственности города Алматы», где говорится о том, что в соответствии с Законом РК от 1 марта 2011 гола «О государственном имуществе» и постановлением правительства РК от 29 декабря 2020 года №908 «О некоторых вопросах приватизации на 2021 – 2025 годы», утверждается перечень организаций коммунальной собственности, которые хотят выставить на торги в рамках приватизации.
И в списке разных ТОО, которые государство хочет продать, вдруг оказались не одна, а целых три алматинские школы имеющих статус Государственных коммунальных казенных предприятий (ГККП): Детская музыкальная школа №3 им. С.Прокофьева, которая была основана еще в 1964 году; Детская музыкальная школа №1 (Хоровая), действующая с 1983 года и Детская музыкальная школа №11, открытие которой произошло в 1973 году.
Обычно, у нас приватизируют государственную собственность по двум причинам. Либо жирные куски приглянулись кому-либо во власти или лицам аффилированных с ними. Либо пытаются избавиться от лишнего балласта под громкими лозунгами оптимизации структуры государственной собственности. В случае с этими школами, явно виден второй вариант.
И здесь у меня возникают несколько вопросов к премьер-министру РК Аскару Мамину и акиму города Алматы Бакытжану Сагинтаеву.
Во-первых, в Законе о государственном имуществе РК от 1 марта 2011 года, в статье 6. «Принципы управления государственным имуществом», также говорится о том, что управление государственным имуществом осуществляется в соответствии с принципом «эффективного использования государственного имущества на благо общества».
Но неужели наличие на финансировании у государства детских образовательных учреждений, которые дают детям доступное профильное образование, по вашей логике, является примером неэффективного использование госимущества и от него следует избавиться?
В таком случае, возникает другой вопрос: «Как приватизация этих учреждений пойдет на «благо общества»? Особенно если они исчезнут или после продажи превратятся в частные кружки с высокими ценами и низким качеством преподавания. Ведь сейчас ежемесячная цена для обучения детей в этих школах варьируется от 5000 до 8000 тенге в зависимости от выбранной специализации. То есть за эти деньги, ребенок из семьи с любым достатком, в том числе из бедных и малоимущих семей, пройдя прослушивание, мог через несколько лет обучения получить музыкальное образование, что давала ему определенный шанс найти себя в будущем.
Во-вторых, почему детские музыкальные, спортивно-юношеские и другие школы в рамках Закона о государственном имуществе РК от 1 марта 2011 года не вошли в перечень стратегических объектов находящихся в государственной собственности и не подлежащих отчуждению?
Почему в этот перечень сейчас входят разные субъекты квазигосударственного сектора (эффективность многих из которых под большим сомнением), но не субъекты образования, культуры и спорта, которые отвечают за подготовку в стране самого важного ресурса – «человеческого капитала», о котором так любят разглагольствовать чиновники разного уровня с высоких трибун?
В-третьих, как появление этого постановления о выставлении на торги детских музыкальных школ согласуются с заявлениями президента К.Токаева о создании в Казахстане «интеллектуальной нации», «поддержке образования и культуры», «увеличения государственных расходов на образование, науку, здравоохранение, культуру и спорт» и т.п.
Как это согласуется с недавним Указом президента о «Национальном плане развития страны до 2025 года», где было заявлено о том, что особое внимание будет уделено улучшению услуг образования?
Как это согласуется с новым Указом президента «Об общенациональных приоритетах Республики Казахстан до 2025 года», где были обозначены 10 конкретных приоритетов, среди которых также есть качественное образование?
Кстати, в этих указах говорится о том, что все индикаторы национального плана развития и общенациональных приоритетов определяют ключевые направления работы всего государственного аппарата.
Вот только госаппарат, судя по всему, игнорировать хотел все эти президентские заявления и указы, так как улучшение услуг образования и повышения его качества требует долгой и кропотливой работы. Гораздо легче выставить те или иные учреждения образования на торги, а там хоть трава не расти.
Но не является ли такая деятельность госаппарата, одним из примеров саботажа президентских решений? Или, правая рука как всегда не знает, что делает левая, и никто не обращает внимание на то, что говорит голова про «космические корабли, которые бороздят просторы вселенной».
В-четвертых, в статье 109. «Закона о государственном имуществе РК» от 1 марта 2011 года» говорится о том, что средства, полученные от приватизации республиканской собственности, направляются в Национальный фонд РK, а коммунальной собственности, – в соответствующий местный бюджет.
Но сколько государство хочет заработать, сбросив со своего баланса детские музыкальные и прочие школы по всей стране, выставив их на торги?
Какой экономический эффект будет от того, что государство вдруг решило сэкономить за счет их содержания?
Неужели та сумма, которая ежегодно уходила на финансирование деятельности этих школ такая же громадная как те 565 миллиардов тенге, которые были потрачены из государственного бюджета за 5 лет подготовки проведения апофеоза наших понтов под названием EXPO-2017? Или может бюджетное содержание этих школ вылетает в такую же копеечку как 156 миллиардов тенге государственных денег уже потраченных на строительство известного своими коррупционными скандалами LRT в столице?
Вообще, весь парадокс заключается в том, что даже во время Второй мировой войны в Казахстане умудрялись открывать научные центры, театры, киностудии. Например, с 1941 по 1945 годы в республике было открыто 12 научно-исследовательских институтов, а 7 ноября 1941 года состоялось официальное открытие нового здания театра оперы и балета в Алматы. Но зато сейчас, у нас без всяких налетов вражеской авиации, уничтожается то, что создавалось десятилетиями.
Мне кажется самые лучшие слова, которые могут это подтвердить является фраза: «Крах образования — это крах нации» из текста про образование, появление которого приписывают одному из старейших учебных заведений Южной Африки — Стелленбосскому университету.
Cам факт того, что наши чиновники видят в детском образовании только балласт, а его доступность для семей с любым достатком как угрозу экономическим интересам страны, лично я рассматриваю как преступление, так как выставление на торги любых детских образовательных учреждений, что может привести к их ликвидации в случае отсутствия покупателя или к резкому росту цен на обучение после продажи, является прямым нарушением Закона «О национальной безопасности РК», где в Статье 5. «Основные национальные интересы Республики Казахстан» в пункте 7, к таким национальным интересам относятся «достижение и поддержание уровня и качества образования и научного потенциала страны, адекватного потребностям социально-экономического, инновационного и интеллектуального развития общества и граждан».
А в статье 6. «Основные угрозы национальной безопасности», в пунктах 4 и 5 к таким угрозам, относятся снижение уровня и качества здравоохранения, образования и интеллектуального потенциала страны, а также утрата культурного и духовного наследия народа Республики Казахстан.
Выставление на торги трех детских музыкальных школ это одновременный удар сразу по двум сферам: образованию и культуре, это очередной удар по всей казахстанской системе образования, чей давний кризис создает еще одну угрозу национальной безопасности страны, которая связана с появлением «потерянного поколения», с ростом невежества и с еще более глубоким падением культурного уровня населения страны.
Но если власть по наивности считает, что невежественной массой легче управлять и манипулировать, то это лишь опасная иллюзия. Трудно долго держать такого дракона за хвост. Рано или поздно, он откусит и не только руку. Власти лучше одуматься сейчас.
В связи с этим, обращаюсь к премьер-министру РК Аскару Мамину!
Начните с того, чтобы в перечень стратегических объектов находящихся сейчас в государственной собственности и не подлежащих отчуждению вошли все детские государственные образовательные учреждения (музыкальные, спортивно-юношеские и прочие школы) по всей стране, а также музеи, театры, библиотеки и другие объекты культуры. Этот перечень, кстати, утверждается правительством Республики Казахстан по согласованию с президентом Республики Казахстан.
Также обращаюсь к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву!
Поддержите обновление данного перечня стратегических объектов за счет включения туда детских образовательных учреждений! Ведь не только бытие определяет сознание, но и сознание формирует образ жизни.
Невозможно в Казахстане построить инновационную экономику с людьми, многие из которых вполне искренне верят, что в науку, культуру или в искусство идут одни только «неудачники».
Бессмысленно разглагольствовать о «человеческом капитале», если школы выставляют на торги, приравнивая их к складам, производственным базам и другому недвижимому и движимому государственному имуществу, которое обязательно должно приносить прибыль.
Бессмысленно разглагольствовать о «человеческом капитале», если в стране скоро не останется тех, кто по-настоящему готов учить и учится «прекрасному, доброму и светлому». Когда к образованию и к культуре подходят только с позиции экономической целесообразности, то стране конец.
Глупо говорить о повышении конкурентоспособности страны, в которой наблюдается культурный кризис в общественном сознании. Понятно, что не все так просто. Ведь важным элементом культурного развития общества также является рост количества образованных людей со средним достатком не только в Алматы или в столице, но всех регионах страны, где также необходимо ликвидировать социальное и территориальное неравенство в доступе к культурной инфраструктуре.
И, конечно, не будем забывать о таких институтах социализации, как семья, школа, религиозные учреждения, высшие учебные заведения и т.д., которые с самого рождения формируют человека и его культурный уровень.
К сожалению, все эти меры требуют не только красивых государственных программ, а десятилетия целенаправленной и, самое главное, результативной работы всего государственного аппарата в сотрудничестве с обществом.
Обращаюсь также к акиму города Алматы Бакытжану Сагинтаеву!
В Казахстане на уровне руководства страны не первый год звучат призывы к различным регионам страны и городам республиканского значения искать то самое конкурентное преимущество, которое позволило бы им повысить свою конкурентоспособность.
И Алматы не стоит рассматривать только в качестве одного из крупных доноров республиканского бюджета! Конкурентоспособность города заключается не только в том, что один из финансовых и деловых центров Казахстаа! Наш город традиционно считался образовательной, научной и культурной столицей всей страны, хотя именно благодаря таким постановлениям о приватизации детских музыкальных школ, этот статус город скоро окончательно потеряет, превратившись в большой торговый центр!
26 ноября 2021 года уже обозначена как дата проведения торгов! Поэтому еще есть время, чтобы не совершить ошибку, последствия от которой будут иметь долгосрочный негативный характер не только для города, но и для страны! Поддержите родителей, учителей и самое главное учеников этих школ, которые, возможно, в будущем будут прославлять страну как представители интеллектуальной нации!