Генетики проследили источники формирования скифов и сарматов

Международная группа исследователей проанализировала древние ДНК кочевников Евразии и кое-что узнала о формировании скифской и сарматской общностей, а также об упадке этих культур.

Работа опубликована в журнале Science Advances. Происхождение евразийских кочевников — скифов и родственных им сарматов — окутано тайной, так как письменности они не имели. Существует несколько гипотез их происхождения.

Международная группа генетиков, антропологов и археологов под руководством ученых из Института истории человечества Макса Планка () решила провести анализ геномов древних кочевников Евразии и посмотреть, к какому генофонду ближе те или иные группы, пишут .

В качестве образцов взяли останки 111 представителей древних скифских и других кочевых народов, извлеченных из 39 археологических памятников первого тысячелетия до нашей эры и первого тысячелетия нашей эры, разбросанных по всей Центральной Азии. Выяснилось, что все они имели «вливания» из разных источников. Это произошло на рубеже первого века до нашей эры, когда притоки кочевников с востока, запада и юга в евразийские степи сформировали новые смешанные генофонды.

Восточный источник, вероятно, произошел от населения Горного Алтая, которое в течение железного века распространилось на юг и запад, смешиваясь с другими этносами по мере продвижения. Полученные генетические данные соответствуют археологическим: они как раз предполагают выход части кочевников из Алтая, где обнаружены самые ранние скифские захоронения, соединяющие, например, пазыркскую или тасмолинскую (территория современного Казахстана) культуры.

Одновременно с этим на Урале наблюдался второй источник формирования кочевой общности. Наследие этого генофонда более характерно для ранних сарматских культур. Эти два источника — Урал и , — по мнению исследователей, и внесли основной вклад в формирование скифов и сарматов. Кроме того, ученые кое-что узнали об упадке этих кочевых этносов, начавшемся в первом тысячелетии нашей эры. Вероятно, исчезновение и растворение скифской и сарматской общностей произошло в результате экспансии персидской цивилизации с юга и кочевых империй — с востока.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.