Стоимость импорта и экспорта товаров в Центральной Азии остается высокой, что подрывает их конкурентоспособность — эксперты

Улучшение транспортной инфраструктуры и логистики, сокращение задержек грузов на границах, снижение торговых и транзитных тарифов, а также согласованный подход к стандартам содействия транспортным перевозкам и торговле в разных странах Центральной Азии могут оказать положительное влияние на экономику региона. Так считают участники онлайн-брифинга «Транспортная связанность в Центральной Азии: вызовы и возможности», организованного Всемирным банком.

Исследования показывают, что развитие транспортных коридоров способствует экономическому росту на прилегающих к ним территориях. Расширение доступа к дорожной сети также позволит большему числу людей получить доступ к услугам образования, здравоохранения, занятости и экономическим возможностям, что внесет вклад в сокращение бедности.

«Транспортная связанность — это многогранная тема, оказывающая влияние на бизнес, потребителей, торговлю, логистику, экономический рост и всестороннее развитие стран», — подчеркнул Жан-Франсуа Марто, Постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане. «Анализ ситуации в Казахстане демонстрирует четкую связь между инвестициями в инфраструктуру и валовым региональным продуктом областей».

Страны Центральной Азии являются одними из наименее «соединенных» экономик в мире. Индикатор связанности в регионе в среднем составляет менее 60 процентов по коэффициенту транспортного доступа в отношении к глобальному ВВП – это самый низкий показатель по данной шкале. Стоимость импорта и экспорта товаров в Центральной Азии остается высокой, что подрывает их конкурентоспособность за рубежом и повышает стоимость импортных товаров для местных потребителей. Например, себестоимость доставки контейнера в Шанхай из любой страны Центральной Азии более чем в пять раз превышает стоимость его транспортировки из Польши или Турции.

«Страны Центральной Азии пока не реализовали огромный потенциал внутренней и внешней торговли. Для этого необходим комплексный подход к улучшению транспортной связанности внутри и между странами региона», — сказал Антонио Нуньес, Руководитель программ по развитию инфраструктуры Всемирного банка в Центральной Азии. «Мы видим значительную отдачу от , когда они сочетаются с мерами, направленными на сокращение времени транспортировки грузов и торговых тарифов. Эти меры могут увеличить ВВП стран региона примерно на 15 процентов».

Транспортная связанность внутри стран Центральной Азии также ограничена. Так, в большинстве частей региона наблюдается отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры и высокая стоимость услуг перевозок. Это ограничивает доступ к услугам, экономической деятельности, занятости населения, а также препятствует развитию туризма.

За последние двадцать лет страны Центральной Азии направили значительные средства в развитие инфраструктуры. Однако регион по-прежнему отстает от других стран со средним уровнем доходов как по объемам инфраструктурных инвестиций, так и усилий по поддержанию эксплуатационного состояния инфраструктуры. Центральная Азия занимает низкие позиции по ключевым показателям внешней торговли. Например, по количеству дней, затрачиваемых на таможенную очистку импорта и экспорта и в Индексе эффективности логистики Всемирного банка, сравнивающего ситуацию в 160 странах мира.

Несмотря на некоторый прогресс, достигнутый в последнее время, Индекс эффективности логистики либо остался на том же уровне, либо снизился по сравнению с 2010 годом во всех странах Центральной Азии. Согласно данным программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества, инвестиции в транспортные коридоры окупаются за счет экономии времени в пути ввиду повышения средней скорости перевозок. Однако эта экономия времени часто сводится на нет при пересечении границ из-за неэффективных процедур и ограниченной пропускной способности таможенных постов.

Основные сложности для налаживания транспортной связанности в Центральной Азии включают: проблемы низкой производительности государственных предприятий, которые доминируют в транспортных перевозках всех стран региона, необходимость гармонизации стандартов содействия транспортным перевозкам и торговле, повышения качества инфраструктуры на местном, национальном и региональном уровнях, а также улучшения систем управления процессами и повышения их эффективности.

«На сегодняшний день страны региона инициировали или присоединились к ряду соглашений по транспортной связанности, различающихся по типу инфраструктуры и географическому охвату. Правительствам региона необходимо расставить приоритеты и определить наиболее подходящие инициативы способствующие экономическому развитию их стран», — подчеркнула Лилия Бурунчук, региональный Директор Всемирного банка в Центральной Азии. «Вcемирный продолжит содействовать государствам Центральной Азии в усовершенствовании их транспортной связанности посредством консультативно-аналитических услуг и финансирования, объемы которого в области развития инфраструктуры достигли более 5 миллиардов долларов за последние 10 лет».

В ходе онлайн-брифинга отмечалось, что во всем мире на транспорт приходится четверть всех выбросов парниковых газов. В столицах и крупных городах Центральной Азии транспорт генерирует выбросы твердых частиц, превышающие максимальные уровни, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения. Это приводит к повышению заболеваемости и преждевременной смертности среди населения.

В этой связи возрастает необходимость внедрения экологичных, устойчивых и «умных» транспортных решений, интегрированных с процессами городского планирования, с целью сокращения выбросов транспортными средствами, повышения эффективности систем мониторинга качества воздуха и уменьшения загрязнения воздуха.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться