Почему в рейтинг Forbes не попал племянник Нурсулатана Назарбаева?

Автор -
535

Forbes опубликовал ежегодный рейтинг богатейших людей мира. В него вошли шесть казахстанских миллиардеров. О них рассказывает kz.media.

Старая гвардия не сдается

Из старой гвардии миллиардеров в глобальный список вошли ближайшие соратники первого президента Казахстана Владимир Ким и Булат Утемуратов, а также зять и дочь Нурсултана Назарбаева — Тимур и Динара Кулибаевы.

Президент и крупный акционер группы KAZ Minerals Владимир Ким занял 622-е в мировом списке Forbes с состоянием в 4,6 млрд долларов — это на 900 млн больше, чем годом ранее.

Бывший управляющий делами Назарбаева и нынешний президент Федерации тенниса Казахстана, вице-президент и член Совета директоров ITF (Международной федерации тенниса) Булат Утемуратов занял 891-е место в списке Forbes с состоянием 3,4 млрд долларов – на 700 млн долларов больше, чем в прошлом году.

Напомним, Булат Утемуратов владеет 87,27% в АО ForteBank, который занимает третье место по величине активов среди казахстанских банков.

Тимур и Динара Кулибаевы с 2,8 млрд долларов на каждого оказались на 1111 месте в списке Forbes. Дочь Назарбаева пополам с супругом владеет 64,5% простых акций АО «Народный банк».

Кто на новенького?

А теперь о новичках мирового рейтинга Forbes.

Тимур Турлов с капиталом 2,1 млрд долларов на 1517 месте в списке. Он гражданин России, но живет в Казахстане. Его обычно представляют как эксперта по фондовому рынку США и международным известиям. Основал группу компаний Freedom Finance с головным офисом в Алматы.

Как пишут открытые источники, Турлов когда-то купил бренд АО «Банк Kassa Nova» и банковскую лицензию у Булата Утемуратова, и почти десять лет развивал брокерский бизнес в Казахстане. Акции Freedom Finance торгуются на американской бирже NASDAQ, но при этом «американский филиал Freedom Holding не имеет собственного офиса.

По мнению телеграмм-канала Uzyn Qulaq, у Турлова «тесная связь» с олигархом Булатом Утемуратовым. В пользу этой версии говорит то, что ему позволили приобрести медиаресурс «Курсив» и активно его развивать.

Еще одним «открытием» рейтинга стал Вячеслав Ким — акционер и председатель совета директоров Kaspi.kz*. Он оказался на 925-м месте в мировом рейтинге с состоянием 3,3 млрд долларов.

Вошел в список также акционер и председатель правления Kaspi.kz* Михаил Ломтадзе с состоянием 3,2 млрд долларов.

Ломтадзе — гражданин Грузии, но с 2007 года живет в Казахстане и владеет 23% простых акций Kaspi.kz.

Стоит отметить, что Ким и Ломтадзе стали долларовыми миллиардерами после успешного IPO на Лондонской фондовой бирже. Однако еще в 2015 году одним из основных акционеров АО Kaspi Bank был племянник первого президента Казахстана Кайрат Сатыбалды, которому принадлежало 30% акций (21% был у Кима и 38% у Baring Vostok).

Но перед выходом на IPO в AO Kaspi kz избавились от репутационных рисков, неизбежных при нахождении в составе учредителей человека из семьи елбасы. Акции Сатыбалды были через КАСЕ «выкуплены» Кимом, а затем частично «проданы» Ломтадзе.

По данным КАСЕ, после IPO акции распределились следующем образом: 29,87% акций у Baring Vostok, 23,58% у Кима, 22,03% у Ломтадзе, 3,25% у Goldman Sachs. Итого 78,73% акций в руках у крупных держателей, остальные 21,27% акций «распылены» на свободном рынке».

Судя по всему, оценка американским Forbes состояний Кима в 3,3 млрд долларов США и Ломтадзе в 3,2 млрд долларов США основывалась на стоимости акций AO Kaspi kz после прошедшего в конце 2020 года успешного IPO. Если бы оценка проводилась раньше, то результат был бы совсем другой.

«Таким образом, треть банка, официально принадлежавшая до 2019 года Сатыбалды, могла бы ввести в рейтинг журнала и племянника «лидера нации» с состоянием как минимум в 4 млрд долларов. И если бы это произошло, то Кайрат Сатыбалды оказался бы вторым по богатству в Казахстане после Владимира Кима с его 4,6 млрд долларов США», — подсчитал телеграмм-канал Uzyn Qulaq.

Но официально Кайрат Сатыбалды от акций избавился.

Впрочем, официально не значит реально. Зачастую в Казахстане держатели таких состояний являются лишь их номинальными владельцами.