Повод для подозрений? Референдум прошел при низкой явке с большим процентом «брака» бюллетеней — Азаттык

Автор -

За историю плебисцитов в Кыргызстане на референдуме 11 апреля зафиксировано наибольшее количество признанных недействительными бюллетеней. Это обстоятельство гражданские активисты оценивают, как «приемы» сил, заинтересованных в принятии новой Конституции. Об этом пишет «».

10 января на референдуме по изменению формы правления 46 460 бюллетеней были признаны недействительными. Тогда в голосовании приняли участие 1 421 035 избирателей. Через 3 месяца, 11 апреля, число избирателей, принявших участие в референдуме, сократилось на 86 тысяч человек (1 334 321), но недействительных бюллетеней насчитывалось почти в 2 раза больше — 92 944.

Вот что об этом говорит председатель Центральной избирательной комиссии Нуржан Шайлдабекова:
— Для меня тоже это слишком много. Но в нашей стране гарантируется тайна голосования. Поэтому сложно сказать, почему так много недействительных бюллетеней. Мы не можем утверждать, сделали это граждане специально или непредумышленно. Если избиратель не поставил галочку в графе «за» или «против», не сделал выбор, то бюллетень считается недействительным.

От общего числа избирателей на референдум по изменению Основного закона голосовать пришли только 37%. Бюллетени 6,97% проголосовавших признаны недействительными.

По законам Кыргызстана, если на референдуме примут менее 30% избирателей, то он не считается состоявшимся. Выборы же не зависят от явки избирателей. Однако в истории страны еще не было ни одного референдума, инициированного властью, который бы не был признан состоявшимся.

Гражданский активист Эржан Сулайман связывает количество недействительных бюллетеней с «нечистыми приемами» властей:

— Я считаю, что количество недействительных бюллетеней увеличили для того, чтобы обеспечить нужный процент явки избирателей. Потому что они засчитываются за граждан, которые пришли голосовать. По данным сайта Центризбиркома, к 6 часам вечера доля проголосовавших на референдуме не достигла 30%. В 8 вечера данные не сообщали. Потому уже сказали о 37%. Разница где-то 7-8%. Количество недействительных бюллетеней совпадает с этим. Власть получила необходимый результат. Но они понимают, как какие грязные дела пошли, что число проголосовавших «против» выросло, а 2 млн избирателей вовсе бойкотировали [референдум].

Как мы отметили выше, на референдуме 11 апреля проголосовало 37% избирателей. Если рассматривать цифру в разрезе областей, то самая низкая явка зафиксирована в Бишкеке. На этом референдуме проголосовал 31% горожан, из них голоса «за» отдали 60%, «против» — 36%. Жители же Ошской, Нарынской, Джалал-Абадской и Таласской областей приняли активное участие.

 

Предварительные итоги референдума 11 апреля, данные с сайта ЦИК.
Предварительные итоги референдума 11 апреля, данные с сайта .

Клара Сооронкулова, руководитель группы, которая в ЦИК была официально зарегистрирована как выступающая против изменений Основного закона, заявила, что они собирают материалы по всем подозрительным обстоятельствам:

— По закону явку избирателей рассчитывают от числа проголосовавших. Теперь возникает вопрос: совпадут ли недействительные бюллетени с числом избирателей? Потому что если не отметить «за» или «против» и те самым испортить бюллетень, то эти голоса не будут учитываться. Центральная избирательная комиссия должна собрать недействительные бюллетени и показать народу. Иначе сложно поверить. Может бюллетени несогласных приписали к недействительным? Вообще, много моментов, которые вызывают вопросы. Мы их соберем и обратимся в ЦИК.

На следующий день после выборов представители Организации Договора о коллективной безопасности, миссии СНГ и российские наблюдатели сообщили, что серьезных нарушений на выборах в и референдуме в Кыргызстане не было.

Член Центризбиркома Акылбек Сариев склонен причислить недействительные бюллетени к тем избирателям, кто был против референдума.

По предварительным данным, 79% проголосовавших на референдуме поддержали переход на президентскую форму правления.

Согласно новому проекту Конституции, у президента появляется возможность полностью контролировать исполнительную власть, а после 5 лет избираться на пост дважды, а не один раз, как это было прежде. У главы государства будут широкие полномочия, позволяющие как распускать местные кенеши, так и назначать районных глав.

Теперь Жогорку Кенеш не будет объявлять о референдуме, это право перешло к президенту, а число депутатов сокращено до 90. Кроме того, придала особый статус Народному курултаю, который стал инициирующим, совещательным и наблюдательным органом.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться