На официальной странице в соцсетях, посвященной руководителю Советской Киргизии Турдакуну Усубалиеву? опубликовали материал о Кемпир-Абадском водохранилище. Как оно появилось и что обещала узбекская сторона? Об этом пишет Усубалиев:
Кыргызстан всегда шел навстречу Узбекистану, ни одна просьба узбекского народа не оставалась без внимания киргизской стороны. Можно привести много таких примеров, как решение вопроса о строительстве Токтогульского гидроузла. Но назовем лишь некоторые проблемы, решенные с непосредственным участием Кыргызстана.
Вспоминается август 1962 года. Мы получили письмо, подписанное первым секретарем ЦК. КП Узбекистана Шарафом Рашидовым, Председателями Президиума Верховного Совета и Совета Министров Узбекской ССР. В письме было сказано, что «нужно обуздать буйную реку Кара-Дарья — зарегулировать ее сток. Иначе в Ферганской долине Узбекистана не будет в полной мере решена задача гарантированного водообеспечения хлопковых плантаций, получения устойчивой урожайности этой культуры. Из-за нехватки поливной воды Узбекистан как основной хлопкосеющий район страны постоянно находится в тисках пагубного влияния часто повторяющихся в Средней Азии маловодья и засухи. Все это диктует необходимость строительства Кампыр-Раватского водохранилища (ныне называется Андижанское — Т. У.) в Узгенском районе Кыргызстана и просим согласия на это братского кыргызского парода, его Правительства. Водохранилище принесет огромную экономическую выгоду не только Узбекистану, но и Кыргызстану».
Мы немало размышляли над предложением руководителей Узбекистана. Скажу откровенно, что не так-то легко было нам дать согласие на это. Дело в том, что строительство на территории республики крупнейшего водохранилища для нас оборачивалось новыми потерями. Под чашей будущего Кампыр-Раватского водохранилища оказывались свыше 5 тыс. гектаров наиплодороднейших земель Узгенского района. На этих пашнях выращивались высокие урожаи кукурузы и других сельскохозяйственных культур. Снова надо было переносить на новые места немало населенных пунктов, обустраивать их жителей, возводить жилые дома, школы, больницы, культурно-бытовые и производственные объекты. Решение этой проблемы также было сопряжено с большими трудностями.
И несмотря на все это, после совета с жителями переселяемых населенных пунктов, исходя из интересов двух братских республик, во имя укрепления дружбы узбекского и киргизского народов, наше Правительство дало согласие на строительство Кампыр-Раватского водохранилища.
Приведу выдержку из документа, принятого 33 года назад, 13 сентября 1962 года. Постановление озаглавлено: «О поддержке предложений ЦК КП Узбекистана, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Узбекской ССР о строительстве Кампыр-Раватского водохранилища в Узгенском районе Киргизской ССР».
В этом документе записано следующее: «Придавая большое народнохозяйственное значение строительству Кампыр-Раватского водохранилища для дальнейшего увеличения производства хлопка в братском Узбекистане, бюро ЦК КП Киргизии и Совет Министров Киргизской ССР постановляют: согласиться с предложением ЦК КП Узбекистана, Президиумом Верховного Совета и Советом Министров Узбекской ССР о строительстве Кампыр-Раватского водохранилища. Принять к сведению сообщение ЦК КП Узбекистана, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Узбекской ССР, что с вводом в действие Кампыр-Раватского водохранилища емкостью 1750 миллионов кубометров воды будет повышена водообеспеченность орошаемых земель Киргизской ССР на площади 100 тыс. гектаров».
Затем 11 декабря 1965 года было принято совместное постановление Советов Министров Узбекской и Киргизской ССР. В этом документе вновь подтверждалось, что Кыргызстан получит право орошать из Кампыр-Раватского водохранилища 58 тыс. гектаров, из них 8 тыс. гектаров нового орошения. Узбекская ССР брала на себя обязательство спроектировать и построить Левобережный Кампыр-Раватский канал, обеспечивающий орошение 20 тыс. гектаров земли в Кыргызстане. Помнится еще другое. В целом на территории Ошской области в разное время под строительство таких крупных водохозяйственных объектов Узбекистана, как Керкидонское, Касансайское, Андижанское водохранилища, а также под строительство Токтогульского гидроузла и ряда магистральных каналов, таких, как Керкидонский и Ала-Букинский, было отведено 42,5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе свыше 18 тыс. гектаров орошаемых земель.
Для компенсации отчужденных земель Кыргызстана и повышения водообеспеченности свыше 126 тыс. гектаров существующих орошаемых площадей, в основном в Узбекистане и частично в Кыргызстане, предусматривалось строительство Сохского водохранилища силами и средствами Узбекистана. Это водохранилище должно было обеспечить освоение более 8 тыс. гектаров новых орошаемых земель на Бургандинском массиве Фрунзенского района Ошской области. В совместном постановлении правительств двух республик предусматривалось много других мер, направленных на повышение водообеспеченности тысяч гектаров земель существующего орошения в обеих республиках.
Утекло много воды с тех пор, как было принято вышеназванное постановление. Давно построено Андижанское водохранилище, оно введено в эксплуатацию в 70-х годах, ежегодно дает миллиардные живительные блага на нивы Узбекистана. Что касается той части постановления правительств двух республик, где предусматривалось сооружение ряда водохозяйственных объектов для Кыргызстана, то она осталась лишь на бумаге. Технический проект Левобережного Кампыр-Раватского канала выполнен в 1977 году, а Сохского водохранилища—в 1981 году. Строительство того и другого объектов до сих пор не начато. К великому сожалению, Узбекская ССР не выполнила свои обязательства перед Кыргызстаном. В 70—80-х годах причины многолетней задержки проектирования и строительства указанных водохозяйственных объектов узбекские руководители объясняли нехваткой материальных и финансовых ресурсов. Кыргызстан с пониманием относился к их ответам, терпеливо ждал обещанного, но распад Союза окончательно положил конец всем нашим многолетним ожиданиям.
В истекшие годы независимости наших республик неправомерные, не совсем добрососедские взаимоотношения складываются в межреспубликанском пользовании водными ресурсами наших рек. По всему видно, что в Андижанском водохранилище воды накоплено больше, чем по проекту. Вследствие чего в ближайших селах Узгенского и Кара-Суйского районов намного поднялся уровень грунтовых вод, они подтапливают дома, разрушают различные постройки. Это происходит отчасти вследствие того, что не был построен Левобережный многокилометровый Кампыр-Раватский канал, предусмотренный в постановлении правительств двух республик. Без учета насущных интересов киргизских населенных пунктов строятся узбекскими водохозяйственными организациями струенаправляющие дамбы на реке Кара-Дарья, что также доставляет большие неприятности людям. В вегетационный период вода Андижанского водохранилища размывает киргизские берега реки Кара- Дарья. Одним словом, жители Карасуйских, Куршаб- ских и Сузакских сел, близко расположенных к водохранилищу и реке Кара-Дарья, в последние годы находятся в отчаянном положении.
Они часто собираются и обсуждают вопрос, как выйти из трудного положения, в котором они оказались, ищут «виновников», давших в свое время согласие на строительство Андижанского водохранилища. Они даже не раз заявляли по радиоголосу «Свобода» («Азаттык») на весь тюркоязычный мир о том, что главным виновником их нынешнего безвыходного бедственного положения является бывший первый секретарь ЦК Компартии Киргизии Т. Усубалиев, который отдал тысячи гектаров узгенских земель под Андижанское водохранилище и за это он якобы получил от узбекских руководителей взятку в размере 11 млн. рублей. Его надо отдать под суд.
Это, конечно, чушь собачья. Но я не в обиде на них, поскольку хорошо понимаю, что когда люди в отчаянном положении, они наговорят все, что угодно. Им это надо прощать.
В то же время мы должны понимать причины такого рода нелепых суждений. Они происходят из-за того, что в последние годы разрушаются веками существовавшие между нашими народами самые добрые взаимоотношения, взаимная поддержка в их жизнедеятельности. Мы стали забывать, что наши народы живут в одном географическом пространстве. Сам бог велел нам, чтобы народы не отчуждались друг от друга, вместе высокоэффективно извлекали взаимную выгоду из богатых природных ресурсов нашего края.
Мне на память приходит один неординарный факт из истории взаимоотношений киргизского и узбекского народов. В первые годы Советской власти возглавляли Верховные Советы: в Узбекистане — Ахунбабаев, а в Кыргызстане — Орозбеков. Оба—выходцы из верховья Ферганской долины, из крестьянских семей. Они были самыми близкими друзьями. Однажды знойным летом в Ферганской долине они встретились в Шахимардане — в самой живописной горной курортной местности Кыргызстана, недалеко от родного села Орозбекова «Охна» (ныне называется Орозбеково). И тогда Ахунбабаев обратился к Орозбекову с просьбой: друг мой, ты знаешь, узбеки изнывают в знойной жаре. А у вас так много прекрасных мест, вы наслаждаетесь в горной прохладе. Почему бы вам не подарить Шахимардан узбекскому народу во имя нашей дружбы? На что Орозбеков ответил: Не откажу в твоей просьбе. Подарим Вам Шахимардан, пусть здесь отдыхают наши узбекские друзья. В Кыргызстане таких мест много, их хватает нам.
За словом последовало дело. Шахимардан был передан Узбекистану, без всякого документа, дружески.
Если смотреть на географическую карту Кыргызстана, то на ней есть маленький кружочек, окрашенный другим цветом. Этим кружочком обозначен «Шахимардан» и это означает, что Шахимардан принадлежит Узбекистану. С тех пор, вот уже в течение более 60 лет Шахимардан является одной из излюбленных зон отдыха узбекского населения. Без всякой платы около 1 млн. гектаров Алайского, Чаткальского и других пастбищ Кыргызстана с 50-х годов используют животноводы Узбекистана.
Т. Усубалиев. «Вода дороже злата», Бишкек 1998, с. 147-151