Анкара+Бишкек, Или во что выливается «мхатовская пауза» Москвы

Автор -
1596

Анкара готова всемерно содействовать в социально-экономическом и инфраструктурном восстановлении Баткенской области, пострадавшей от вооружённого конфликта с Таджикистаном. 1 мая, в телефонном разговоре, об этом сообщил Руслану Казакбаеву его коллега – министр иностранных дел Турецкой Республики Мевлют Чавушоглу.

3 мая эту позицию подтвердил новый посол в Бишкеке Ахмет Садык Доган. Что бы это могло значить? Есть ли под этим дружественным жестом некий не объявленный открыто, но заранее подразумеваемый подтекст? Об этом идет речь в статье журналиста Нурдина Дуйшенбекова в «Общественном рейтинге»:

Утверждать что-то конкретное пока нельзя. Однако и исключать тоже. Начнём с того, что со своим предложением помочь Бишкеку в восстановлении разрушенной инфраструктуры Анкара опередила другие союзные Кыргызстану государства. В первую очередь Россию, имевшей для нерасторопности в оказании поддержки свои, и вполне веские резоны.

Москва оказалась меж двух огней. Не то, чтобы Бишкек и/или Таджикистан были для неё критически важны в качестве союзников. Но терять кого-нибудь из них в ситуации, когда снаружи санкционная блокада, внутри оппозиционная «буза», а ближний периметр устойчиво и разнообразно «тлеет» (Армения-Азербайджан, Беларусь, Молдова), России недосуг. Поэтому твёрдо поддержать Таджикистан или Кыргызстан в их пограничном клинче Россия, не могла. Больно высока вероятность задеть другую сторону. И не просто обидеть, а глубоко и надолго. Поскольку и Рахмон, и Жапаров именно сейчас весьма уязвимы, постольку могут принять любую поддержку Москвой их оппонента, как удар в спину…

Отсюда и «мхатовская» пауза Кремля, и призыв а-ля-Леопольд: «Давайте жить дружно!». Что-то в духе анекдота: «А может, само рассосётся»…

Другое дело, Анкара. Ей-то своё внимание к конфликту делить напополам не обязательно. Кыргызы (в отличие от сами знаете кого), народ однокоренной, что ни говори. Так что ради поддержки братского Бишкека слегка «натянуть» отношения с Душанбе Турция вполне может себе позволить.

На первый взгляд (а возможно, что и на последующие, как знать?) в предложении помощи в восстановлении разрушенных населённых пунктов и инфраструктуры, ничего негуманитарного, нет. Это же не поставка военных инструкторов и/или боевой техники (помните фейк про предоставление ВС КР «Байрактаров»?). Речь идёт о содействии в восстановительных работах. Но…

— во-первых, это публично проявленная солидарность (что может означать первый шаг к дальнейшему участию и поддержке);

— во-вторых, дома и инфраструктура, восстановленные при организационном, технологическом и/или финансовом участии Турции, будут иметь к ней некое (пусть косвенное, не юридическое) отношение. А значит, новые удары Таджикистана по этим объектам, как минимум, будут тянуть на «виртуальную пощёчину»;
— в-третьих, нельзя полностью исключать варианта, что за этой, сугубо мирной помощью не последует другая (например, военно-техническая, кадровая, организационная и т.д.).

Возвращаясь к помощи, предложенной Бишкеку Анкарой, стоит посмотреть на ситуацию шире. Например, сделав предметом обсуждения не только восстановление разрушенных объектов, но и обеспечение безопасности вновь возводимых. Потому что здания и сооружения – не есть конечная цель государственной политики. Цель – создать условия, в которых люди смогут спокойно, без угроз и тревоги жить и работать в этих зданиях и пользоваться этими сооружениями. И если Турция в состоянии помочь нашему государству стабилизировать ситуацию на наиболее уязвимом участке нашей территории, то почему бы нашим дипломатам не обсудить (приложить усилия) для привлечения не только финансовых и инженерных ресурсов. В конце концов, независимость имеет смысл, когда её пользуются…

Понятно, что подобная активность может, так скажем, слегка смутить наших союзников в Москве. Но, с другой стороны, нас тоже можно будет понять. Потому что для утопающего и соломинка – плавучее средство. В той ситуации, в которой мы оказались в конце апреля и в свете того, что твёрдых гарантий её «неповторимости» нет, нам тут «не до жиру, быть бы живу». Дорога ложка к обеду, как говорится. Одновекторность эффективна, когда она не оставляет одного из союзников наедине со свежими могилами и спалёнными домами.

А уж если такая ситуация всё же складывается, то почему бы пострадавшей стороне… не оглядеться по сторонам?

Речь не про Байрактары, разумеется. Впрочем, 29-30 апреля многие из нас не были бы так уж категоричны…

Стоит отметить, что российский аналитик Анатолий Несмиян, который больше известен как Эль-Мюрид, считает, что кыргызско-таджикский конфликт показал провал России в ЦА.