Единственное, что может спасти Казахстан — падение цен на нефть ниже 40 долларов. Только тогда возникнет необходимость в реальных реформах. А пока мы обречены ещё долгие годы жить в условиях государственного и олигархического капитализма, при котором борьба идёт только за право распределять ресурсы. Это игла, с которой никто не сойдёт добровольно. Однако, расплата может быть трагической, – предупреждает экономист Мурат Темирханов, пишет exclusive.kz.
Если не вдаваться в политэкономию, то в принципе наше правительство продолжает сидеть на нефтяной ренте, активно использует Нацфонд. Благодаря этому оно активно вмешивается в экономику, финансирует её, решает, какие цены в ней должно быть, какие предприятия поддерживать. То есть, мы движемся ровно в противоположную сторону от стандартной рыночной экономики и вхождения в ту самую тридцатку, которую мы стремимся. Нам очень далеко и до развития конкуренции, и до рыночных механизмов развития предпринимательства. Особенно это обидно после громких заявлений нового президента о кардинальных реформах. В прошлом году появился Совет по экономическим реформам, появилось Агентство по стратегическому планированию и реформам, новый Нацплан развития до 2025 года, но ощущение дежавю осталось. Никаких новых реформ пока не видно.
По словам экономиста, ситуация в Казахстане ухудшилась.
На мой взгляд, стало только хуже. Если взять тот же Нацплан развития Казахстана до 2025 года, то старые планы были даже лучше с точки зрения содержания, анализа текущей ситуации, в них хорошо описывалось то, что собирается делать правительство. Худо-бедно, но государственная политика в индустриализации, в сельском хозяйстве, цифровизации, в развитии конкуренции была более-менее понятна. Но в начале года, почти тайно, без обсуждений был принят Нацплан, что тоже очень плохой показатель. Например, прошлый стратегический план довольно подробно обсуждался с экономистами. Честно говоря, не понятно, стоила ли игра свеч и громких слов, если качество документов только упало, на мой взгляд.
Мурат Темирханов считает, что рост цен на нефть не способствует развитию.
К сожалению, цены на нефть опять начали расти. Была определенная паника в прошлом году, когда цены упали ниже 40 долларов. Если бы такие цены продержались, например, три года, то, однозначно, реформы бы начались. Почему? Потому что деньги в Нацфонде при цене 40 долларов за баррель уже к тому времени закончилась. И тогда вдруг все бы обнаружили, что вбухивать громадные деньги на в индустриализацию, в агросектор, производительность в которых только падает, уже нельзя. Но самое страшное даже не это. К этому времени начались бы проблемы с пенсиями. Сейчас практически 80 процентов от пенсии выплачивается именно с бюджета. Пенсии постоянно индексируются, а тут еще подоспела популистская реформа по использованию денег ЕНПФ, что в долгосрочном плане только усилить нагрузку на бюджет. Однако, к сожалению, есть все основания полагать, что в среднесрочной перспективе цена на нефть в среднем падать не буде. А значит, мы будем продолжать существующую политику, поскольку никакого внешнего стимула для кардинальных изменений нет.