В России с вечера 18 мая не могут найти активиста таджикистанского оппозиционного движения «Группа 24» Рахматджони Махмаджона. Ни его родственникам, ни соратникам о местонахождении активиста ничего неизвестно. Об этом сообщает Озоди.
Российские полицейские приняли заявление о пропаже Махмаджона, известно также, что до исчезновения он получал угрозы в свой адрес и жаловался на преследование со стороны неизвестных людей.
«Группа 24» была создана в 2012 году и в 2014 году решением Верховного суда Таджикистана была объявлена экстремистской организацией. После этого в Таджикистане, России и других постсоветских странах были задержаны десятки людей по обвинению в членстве в этой организации и приговорены к различным срокам тюремного заключения. Умарали Кувватов, основатель этой группы, был убит в 2015 году в Стамбуле.
Рахматджони Махмаджон неоднократно выступал на международных конференциях с критикой властей Таджикистана, а также участвовал в митингах и пикетах против президента Эмомали Рахмона. В последний раз он это делал 24 июня 2019 года возле Красной площади в Москве, во время визита Эмомали Рахмона в Россию.
В том пикете Махмаджон участвовал вместе с еще одним активистом «Группы 24», Шобудином Бадаловым. Тогда обоих активистов арестовали на 15 суток, а 1 сентября Шобудина Бадалова задержали в Нижнем Новгороде и увезли в неизвестном направлении. По словам представителей «Группы 24», «несколько человек, представившихся сотрудниками 5-го отдела внутренних дел, увезли его с собой». Спустя месяц МВД России в ответ на письменный запрос руководства «Группы 24» сообщило, что Бадалов якобы «сам вылетел в Таджикистан». Судьба активиста до сих пор остается неизвестной.
Коллеги Махмаджона опасаются, что активиста, несмотря на то, что у него с 2018 года есть российское гражданство, также могут насильно доставить в Таджикистан. Сам Рахматджони рассказывал, что неоднократно получал от представителей МВД Таджикистана приглашения «на беседу», но отклонял их.
«Пока никакого официального ответа на вопрос о том, где Махмаджон, правоохранительные органы России нам не дают. Мы наняли двух адвокатов, которые, помимо заявления об исчезновении в МВД, написали обращения в МИД и Аппарат президента России, – рассказывает Саидали Ашуров, представитель движения «Группа-24″. – В последние недели Рахматджони говорил, что слежка за ним усилилась. Мы предлагали ему выехать в Грузию. Но так как он, помимо политической деятельности, занимался также вопросами материально-финансовой поддержки наших мигрантов, он говорил, что нужен в России».
«Хочу отметить, что за последний год из России были похищены трое наших активистов, – подчеркивает Саидали Ашуров. – Двух задержали при пересечении границы Литвы, а одного, Шобудина Бадалова, выкрали прямо из его квартиры».