Чеченский писатель Руслан Закриев уже шесть лет периодически появляется в федеральных СМИ – каждый раз в связи с новым иском, оспаривающим авторство сценария самого кассового фильма в истории мирового кинематографа «Аватар». Он убежден, что в основе блокбастера лежит идея и детали его романа «Секретное оружие», опубликованного на российском портале «Проза.ру» в 2002 году (съемки «Аватара» начались в 2006 году, а сам фильм вышел в 2009-м).
Суды не принимают к рассмотрению иски Закриева, ссылаясь на то, что канадского режиссера и автора научно-фантастического фильма Джеймса Кэмерона нельзя судить по российским законам. Дело дошло даже до Конституционного суда России. С очередной попытки иск к американской студии 20th Century Fox International об авторстве «Аватара» рассмотрит Хамовнический районный суд Москвы.
Кавказ.Реалии расспросил Руслана Закриева о том, почему он убежден в авторстве «Аватара», о его переписке с Джеймсом Кэмероном и боевом прошлом.
– Не все зрители «Аватара» читали ваш роман. Давайте назовем три ключевые параллели, которые у вашего романа «Тотальная война. Секретное оружие» появились раньше блокбастера?
– На портале «Проза.ру» опубликовано заключение, в котором приводится полный перечень совпадений. Это не просто совпадения, а совпадения один к одному, которые отрицать невозможно.
Главное из них – по сюжету фильма оператор дистанционно управляет аватаром – гибридом тела людей и инопланетян на’ви. Это пытаются объяснить с помощью ДНК, но режиссер не может убедительно объяснить механизм переселения, потому что подходит с атеистической точки зрения. На самом деле в основе моего романа, где описано такое переселение, лежит глубочайшая суфийская философия. Эта идея лежит в основе рассказов наших стариков о шейхе Дени Арсанове, это то, что известно суфийским мудрецам, но скрыто от понимания обычных людей.
Наши старики рассказывают, что однажды к шейху Дени Арсанову пришел простодушный ученик. Он заглянул и увидел, что шейх лежит на кушетке. Но у чеченцев такой обычай – когда приходишь в гости, нужно спросить, дома ли хозяин, даже если знаешь ответ. Жена шейха ответила, что его дома нет. На недоумевающий вопрос ученика она предложила подойти и поговорить с лежащим на кушетке. А там просто форма, души нет, душа в другом месте. Суфийские устазы (духовные наставники. – Ред.) могли быть одновременно в разных местах – их тело может быть в одном, а духовная суть в другом.
С фильмом «Аватар» получилась такая же история, если бы один ученик переписал решение задачи у другого. Да, он может выйти к доске и назвать правильный ответ, но когда учитель задает вопрос, как именно он решил задачу, – объяснить не может. В основе идеи фильма «Аватар» заложен суфизм, но сам Кэмерон этого не понимал.
– Вы утверждаете, что представители режиссера Кэмерона ведут с вами переписку?
– Это так, я опубликовал все их ответы. Мне прислали 17 писем, в которых оправдываются и выкручиваются. Последнее письмо я получил в этом апреле. Представители режиссера прямо, не косвенно, дают мне знать, что контролируют судебные процессы в России, и утверждают, что я никогда не выиграю их. Собственно, это подтверждается тем, что уже пять лет российские суды принимают в отношении меня очевидно незаконные решения.
– Кэмерон говорил, что сценарий научно-фантастического фильма, повествующего о конфликте инопланетного дикарского племени и человеческой цивилизации на планете Пандора, он придумал еще в середине 1990-х. Почему вы не верите этой версии?
– Режиссер говорит, что в основа сценария была набросана в 1994 году, но тогда снять такой фильм было невозможно и он забросил сценарий в шкаф и достал его оттуда спустя десять лет. Я же утверждаю, что идея взята не из шкафа, а из моего романа, который находится в открытом доступе на сайте «Проза.ру» с ноября 2002 года.
Роман «Секретное оружие» я начал писать в 1996 году в Александровском районе Ставропольского края. Тогда я снимал офис, со мной рядом работала местная жительница Ирина, в честь которой и названа героиня Ирэн. Она и сейчас готова подтвердить – когда мне сверху полилась эта информация, я сам был поражен. Иначе как объяснить, что в романе в сжатой форме описано все, что произошло после? Там и Эдвард Сноуден, и Крым, и восстание порабощенных сатанистами жителей. Понять эту сжатую информацию простым людям очень сложно.
Я писал Кэмерону, чтобы он не уничтожал свой успех. Сколько бы ни обещал режиссер выпустить вторую часть «Аватара», она не выйдет, пока я ему не отдам вторую серию. При этом считаю Кэмерона гениальным режиссером, я восхищаюсь его работами. Думаю, он был обманут – кто-то украл идею из моего романа и продал ему. Но пока Кэмерон не признает, что идея была украдена, я не предоставлю продолжение романа. Следовательно, и вторая часть «Аватара» не выйдет.
– Вы верите в победу в российском суде?
– У меня есть тысячи фактов полнейшего беззакония в российских судах, я готов их представить. Меня самого незаконно посадили на шесть лет в тюрьму.
Все это так, но верить нужно в победу. Если у страны не будет честного правосудия, страна погибнет. Человечество не может существовать без справедливого суда, нужно бороться за это. Я не дал ни копейки взятки, не шел ни на какие сговоры, но, находясь в тюрьме, добился отмены приговора Верховным судом Российской Федерации. Главное – не сдаваться.
– Вы знаете, на что потратите миллиард долларов в случае победы в суде?
– Я деньгами не восхищаюсь. Но если мне по воле Божией эти деньги придут, построю киностудию и буду снимать духовные, красивые, благородные фильмы.
– «Я ждал и верил, что власть коммунистов закончится, и придет мое время, поэтому падение Советского Союза я встретил как личную победу» – это цитата из вашего интервью. Сегодня вы коммунист. Почему?
– Я был убежденным антикоммунистом и создал себе из-за этого массу проблем. Можете моих одноклассников спросить: в восьмом или девятом классе создал подпольный кружок, на котором мы обсуждали историю и политику. Прочитав в «Правде» статью о руководящей и направляющей силе КПСС, я возмутился. Если партия – руководящая сила, значит, я стадо, которое погоняют?
Меня исключили из десятого класса, в армии меня посадили в дурдом. Помню, подполковник со слезами на глазах упрашивал: откажись от своих идей, из тебя получится хороший коммунист. Я был вне закона при коммунистах, потом стал вне закона при дудаевцах (Джохар Дудаев – первый президент самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия. – Прим.), потому что хотел говорить правду.
Пройдя во взрослой жизни все круги ада, я убедился: марксизм – самая прекрасная идеология. Это самая лучшая форма религии.
– Некоторое время в начале 1990-х вы были президентом самопровозглашенной республики Шалажи в одноименном чеченском селе. Расскажите об этом своем опыте.
– Бог через меня в первую чеченскую войну спас от уничтожения Шалажи и Урус-Мартан, куда вошла моя армия. Дудаевцы стали на колени перед нашим Шалажи, это было чудо, они не могли войти в село.
Поначалу все было хорошо. Я выбрал 20 помощников, сделали сенат независимой республики Шалажи, нас поддержали жители. Действовал по правилу – ни одного решения без общего голосования не принимаем. И как только собрали 300 тонн зерна, появились первые крупные деньги, на этом идиллия закончилась. Считал, что дудаевцы – плохие, а те, которые рядом со мной, мои помощники – честные и порядочные. Но они начали воровать, безбожно хапать. Я им сказал: «Вы предали помощь Бога. Вы забыли, как были пьяными, трусливыми, жалкими и кем стали. Вы сошли с ума от денег, я в этом участвовать не хочу».
Как только порабощенные, несчастные получают власть, они творят те же подлости, как и свергнутые ими. Вот у тебя друг – условный Саня, который имеет такие же взгляды, которому ты доверяешь. Он просидел в кабинете год и как будто подменился. А все потому, что в него вселилась отрицательная духовная сила, которая им управляет. Это уже не Саня, это похожий на Саню. Так были подменены Горбачев, Ельцин и многие политики.
– Меня удивило, что вы, чеченец, являетесь активным сторонником Сталина. Не видите ли вы здесь противоречия и чем объясняете депортацию 1944 года? Были ли в вашей семье депортированные?
– Повторюсь, в молодости я был ярым националистом и антисталинистом. В подростковом возрасте я лелеял мысль, как отомстить тем, кто выселил чеченский народ, это была моя мечта. Я вырос на рассказах 100-летнего деда, который почти наизусть знал Коран на чеченском языке и рассказывал мне его вместо сказок. Так вот, он говорил – не Сталин нас выселил, нас выселил Аллах, и это выселение было милостью от Аллаха, оно нас спасло. Потому что если бы нас не выселили, то уничтожили бы на месте.
Из выселения мы вернулись сильнее, чем были до. Мой отец в Казахстане получил высшее образование, мать – профессию. Аллах выселил нас руками Сталина, сохранил и вернул обратно в Чечню.
Как в 1991 году было трудно встать и сказать, что Дудаев со своей компанией – сатанисты, которые погубят наш народ, потому что все на него молились, так и сейчас сложно говорить правду о Сталине. Но я убежден, что марксизм – наиболее подходящая руководству Божьему религия, а Аллах любит говорящих правду.
– «Если бы наши алимы, наши муллы не отвратили, не отвращали людей от Корана, этого не было бы», – сказали вы в одном из интервью, объясняя причины распространения ваххабизма среди молодежи. На ваш взгляд, что не так в Чечне и в других исламских республиках делается для борьбы с радикалами? Что нужно исправить?
– Ваххабизм – страшная зараза, которая и сегодня подпольно массово размножается среди молодежи. Почему? Некоторое время я работал в муфтияте в Пятигорске и пытался разобраться в этом. Все просто: если бы муллы доносили до людей то, что написано в Коране, если бы люди знали Коран, то они не следовали бы этому пути. А муллы, равно как и христианские священники и раввины, говорят прямо противоположное. Они меняют флаги, следуют конъюнктуре, а не данной в дар нам истине. Пока не изменится это, ваххабизм никакими мерами не победить.
***
Пока Закриев подает иски в российские суды, представители Джеймса Кэмерона в ответ грозят разбирательством за плагиат самому писателю. Из ответа помощника режиссера по общественным отношениям следует, что совпадения в «Аватаре» и романе «Секретное оружие» авторы фильма трактуют в пользу голливудской картины.
«Фрагменты очень точные, так что должен вас предупредить, что если вы используете эти части или весь сценарий фильма «Аватар» в коммерческих целях, мы обязаны будем декларировать свои авторские права и подать на вас в суд», – указал помощник режиссера Том Клэнси.
Кавказ.Реалии направил запрос в американскую киностудию 20th Century Studios и ее материнскую компанию Walt Disney Studios с просьбой прокомментировать судебный иск Закриева. К моменту публикации интервью с писателем ответ получить не удалось.
В самой Чечне ранее указывали, что Руслан Закриев не является членом местного Союза писателей. Сам роман «Секретное оружие» ни разу не издавался.